Абдухолик Ташанов. Разрушительные идеи и идеологии и их влияние на развитие общества: социально-философский аспект

Абдухолик Ташанов,

Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека,

ассистент кафедры «Основы духовности и религиоведение»,

Ташкент, Узбекистан

Abduholik Tashanov,

The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan,

assistant of the «Spirituality and Religion» chair

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 316

 

Разрушительные идеи и идеологии и их влияние на развитие общества: социально-философский аспект

 

Аннотация: В статье рассматривается сущность разрушительных идей и некоторых из их проявлений. Также данная проблема рассматривается через призму социально-философского аспекта.

Ключевые слова и фразы: идея, идеология созидательные идеи, разрушительные идеи, гуманизм, терроризм, шовинизм.

 

Destructive ideas and ideologies and their influence on the development of society: social and philosophical aspect

 

Summary: In this article the essence of destructive ideas and some of their manifestations is considered. Also this problem is analyzed through the prism of social and philosophical aspect.

Keywords and phrases: idea, ideology, creative ideas, destructive ideas, humanism, terrorism, chauvinism.

 

Разрушительные идеи и идеологии и их влияние на развитие общества: социально-философский аспект

 

Из истории человечества известно множество примеров, когда воздействие различных идей и идеологий приводило нации и государства, народы и общества, либо к процветанию и свободе, либо к кризису и гибели. У каждого народа есть свои традиции и герои. За свободу, независимость, за счастье своего народа боролись Ширак и Тумарис, Спитамен и Муканна, Темур Малик и Жалолиддин Мангуберди, Амир Темур и Захириддин Мухаммад Бабур.

Только тогда национальная идеология содержит в себе принципы гуманизма, выражает волю и благородные устремления народа, когда она сплачивает общество, становится мощным фактором реализации его созидательного и гуманистического потенциала, его способностей.

История знает немало государств, в которых идеологическая нестабильность отрицательно повлияла на их развитие. Например, в период нашествия Чингизхана завоевания Туркестана Царской Россией, некоторые правители не смогли мобилизовать имеющиеся силы, объединить народ на борьбу с врагами, в результате чего наша страна оказалась в сетях зависимости.

Всякая идея и идеология, если она не опирается на принципы гуманизма и справедливости, не выражает душу народа и его стремление к прогрессу по существу является антинародной силой, проводит общество к деградации личности.

Мировой опыт свидетельствует, что разрушительная идеология может временно занять в обществе господствующее положение, вводя народные массы в заблуждение своей искусственной привлекательностью, обманом и уловками. Например, идеология фашизма в Италии и нацизма в Германии в 20-40е годы XX века, в итоге принесли неисчислимые беды не только народам этих стран, но и миллионам людей на Земле.

Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов: «…на нынешнем этапе развития человечества актуализируются принципы идее необходимо противопоставлять только идею с невежеством надо бороться только просвещением»[1], – и это является исторической необходимостью.

Испокон веков идеи и идеологии отражали и отражают мечты и чаяния людей о светлом будущем, о справедливом жизнеустройстве общества. История каждого народа состоит из множества этапов борьбы передовых идей и взглядов за эти высокие цели и задачи.

Центральноазиатский регион является одним из древнейших центров мировой цивилизации. В первом тысячелетии до нашей эры на этой территории произошло отделение ремесла от земледелия, а еще раньше – в эпоху бронзы скотоводство отделилось от земледелия. Политическая жизнь строилась на принципах военной демократии и управлялась советом старейшин. Во главе совета стоял правитель, избранный народом.

Духовная жизнь Востока в целом, и Центральной Азии, в частности, была наполнена созидательными, прогрессивными идеями других народов мира. Глубокий след в историческом развитии оставили учения о человечности, в основу которого были заложены идеи об идеальных отношениях между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципами «Чего не желаешь себе, того не желай и другим».

Идеи создания добродетельного, города – государства, как модель наилучшего общественного устройства, обеспечивающего достижения счастья гражданам занимали центральное место в учениях Фараби, Беруни, А. Навои.

Фараби[2] в своём произведении «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» выдвигает идею создания такого города, который служил бы интересам граждан. С этой целью он разделяет города-государства на добродетельные или идеальные и невежественные. Идеальный – это такой город, который существует на основе взаимопомощи жителей.

Беруни[3] выступал против национальной и религиозной ограниченности, которые мешают установлению правильных взаимоотношений между народами. Он воспевал доброту и благородство в человеке. Доброта, по его мнению, заключается в желании добра всем людям вообще, и сородичам в частности, а по возможности и помощь делами.

Алишер Навои[4] в поэмах «Фархад и Ширин», «Садди Искандари» и др. произведениях призывал людей к созидательному труду, доброте, строительству добродетельного государства, воспевал идею дружбы между народами, выступал против несправедливости, нестабильности в обществе, участие или ведения различных войн и конфликтов.

Но также история свидетельствует и о том, что разрушительные и созидательные идеи – это две силы, которые постоянно противоборствует на мировой арене. Пока в мире существует стремление к прогрессу и созиданию, в обществе будут рождаться передовые идеи. Появлению же разрушительных, подстрекательских идей способствует антигуманные, алчные устремления, корыстные реакционные цели.

Одним из самых реакционных и агрессивных идеологий выступал и выступает фашизм, представляющий собой воинствующий расизм, шовинизма, агрессии насилия, тотальную власть государства и вождя. Жертвами фашизма стали более 60 миллионов человек. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его идеологические очертания во франкистской Испании, Японии 30-40 -х годах XX века, Португалии при А. Салазаре 1932-1968 г., Аргентине при президенте Пероне 1943-1955, Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Бразилии, Чили и т.д..

Разновидностью фашизма выступает расизм, который представляет собой антинаучную систему взглядов, согласно которым народы делятся на якобы «высшие», призванные руководить и управлять и «низшие», неспособные к историческому творчеству. Расизм преследует цель физического разделения народов по расовому признаку, прямого подавления и угнетения тех из них, которые г сигу сложившихся условий оказались в положении слаборазвитых и неполноправных.

Используя идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф.Ницше теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некого мифического народа – «арии», к которому были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов. В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов – евреев, цыган, славян и др..

Всё это свидетельствует о том, что от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для коренного населения, приверженцев «подлинной веры» гегемона исторического процесса и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению идей и идеологий, стремящихся закрепить чьё-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей[5]. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность, нарастание насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

Одной из распространенных форм антигуманной, разрушительной идеологии является религиозный фанатизм и экстремизм[6]. В определенные периоды эти идеи господствовали и на Западе, и на Востоке, препятствовали развитию свободной мысли и общественному прогрессу. Именно в это время многие ученые и гениальные мыслители, такие как Коперник, Галилей и другие преследовались религиозными фанатиками. За свои научные взгляды Джордано Бруно стал жертвой религиозного мракобесия.

На Востоке различные притеснения терпели такие великие теологи и ученые, как Имам ал-Бухари, Ибн Сино и др. Религиозными фанатиками были казнены за свободомыслие Мансур Халладж, Насими, Боборахим Машраб, при участии собственного сына Абдулатифа был убит гениальный астроном и государственный деятель Мирзо Улугбек[7].

Одной из самых опасных разрушительных идеологий на современном этапе развития общества является терроризм, особенно международный[8]. Получивший распространение в 60-80 годах прошлого века террор как особый тип действия означает навязывание воли одного человека или группы остальным для чего используется методы устрашения, физическое насилие. Они могут принимать различные формы, такие как вооруженное восстание, захват помещений, взятие заложников, убийство политических лидеров, государственных деятелей, участие в революционных движениях, психологическое и духовное воздействие, вмешательство в дела других государств и т.д.

От рук террористов погибли президенты США Дж. Кеннеди (1962), Египта А. Садат (1981), премьер-министры Индии Индира Ганди (1984), Швеции У. Пальме (1986), президент Пакистана М. Зия-уль Хак (1988), премьер-министр Индии Р. Ганди (1991), премьер министр Израиля И. Рабин (1995) и др. Хотя акт терроризма в основном совершается одним человеком или группой людей, за ними стоят конкретные организации и движения. Через террористические акты эти круги добиваются своих политических целей и задач. Всему миру известны такие террористические организации как Ирландская Республиканская армия в Ольстере, «Хамас» – на территории Палестины, «Тигры освобождения Тамил-Илама» в Шри-Ланке, «Талибан» в Афганистане. Широкое распространение терроризм получил на постсоветском пространстве.

Как показывает практика всякая идея или идеология, если она не опирается на принципы гуманизма и справедливости, не выражает волю народа и его стремления к прогрессу становится по существу антинародной. Подобная идеология приводит общество к застою к ослаблению государства к деградации личности.

Не имеет перспективы и идеология, претендующая на монопольное положение в обществе, на абсолютную истину. Подтверждением этого может служить абсолютизация коммунистической идеологии в «советском» варианте. Подчинив себе и охватив все сферы личной и общественной жизни коммунистическая идеология стала господствующей идеологией. Она решительно отвергала историческое прошлое, национальные ценности народов. Идентифицируя свое учение с истиной в последней инстанции, коммунистическая идеология рассматривала все другие идеологии как заблуждение или сознательную ложь, а их носителей, либо как врагов, либо как темных и заблудших людей, подлежащих перевоспитанию. Насаждая единую идеологическую веру, подавляя всякое инакомыслие, она стремилась создать «новое общество», «нового человека» с новыми идеалами.

В социалистическом обществе, служившие фундаментом коммунистической формации власть и народ, мыслились как единое неделимое целое. Как это не парадоксально народ верил и был убежден, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать. Эта идеология включала серию мифов о руководящей силе единственной в обществе, правящей партии – КПСС, а также о ведущей роли рабочего класса. Средства массовой информации имели одностороннюю направленность и прославление существующего строя, его руководителей и их достижений.

Грубейшее извращение сути коммунистических идей и идеологии послужило основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных образований (обобществление производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

В процессе строительства «нового общества» недооценивалось, а то и вовсе отрицалось значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. В качестве заменяющих их рассматривались нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов. сознательное установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами социалистической доктрины обладало государство, а не индивид. Сознательное регулирование, а не эволюционные процессы, политика, а не экономика.

Человечество на различных этапах своего развития ставило различные цели и решило их разнообразными средствами, не в последнюю очередь идеологическими. В Республике Узбекистан национальная идеология приобретает существенное значение в жизни миллионов людей, представляющих разные нации и народности, становится мощным фактором формирования общественного сознания. Отсутствие прогрессивной идеи и идеологии лишает человека, общества государства стратегической цели на пути прогресса.

 

[1] Каримов И.А. «Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства». – Ташкент, 1998. – с. 8.

[2] См.: Макаш У.О. Философские трактаты Аль-Фараби // Вестник КарГУ. – Караганда, 2004. – №4.

[3] См.: Тимофеев И.В. Бируни. – М., 1986. – 304 с.

[4] См.: Навои Алишер. Поэмы. М.: 1972. С. 215-315.

[5] См.: Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса». Ташкент, «Узбекистан», 1997. – 315 с.

[6] См.: Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса». Ташкент, «Узбекистан», 1997. – 315 с.

[7] См.: Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Ташкент, «Узбекистан», 2003. – 80 с.

[8] См.: Там же.

Loading