Камилла Алишеровна Ризаева. Перспективы и возможности применения нанотехнологий в криминалистике при идентификации личности

Камилла Алишеровна Ризаева

магистрант 2-курса кафедра Философии и методологии наук, Философский факультет, Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,

Ташкент, Узбекистан

E-mail – ri.ka.2302@mail.ru

УДК 343

 

Перспективы и возможности применения нанотехнологий в криминалистике при идентификации личности

 

 

Аннотация: В статье рассматривается некоторые проблема социально-этического восприятия человеком, внедрения новых методов идентификации личности в криминалистике с применением нанотехнологий.

Ключевые слова и фразы: нанотехнологии, идентификация личности, криминалистика, ДНК, наночастицы золота, дактилоскопия, биочип.

 

Kamilla Alisherovna Rizaeva,

The second year master of chair of philosophy and methodology of science.

The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan,

Tashkent, Uzbekistan

Prospects and possibility of applying nanotechnology in forensics at identification of the person

 

Summary: In article are considered some social and ethical problems of human perception of introduction of new methods of identification of the person in forensic with application nanotechnology.

Key words: nanotechnology, personal identification, forensics, DNA, gold nanoparticles, fingerprinting, a biochip.

 

Перспективы и возможности применения нанотехнологий в криминалистике при идентификации личности

 

Возможна ли точная идентификация личности, если до сих пор ДНК экспертиза не может 100% определить принадлежность ДНК к тому или иному человеку? Можно ли будет в будущем быть уверенным, что ты не станешь одной из ошибок таких экспертиз? Что однажды сидя дома за чашечкой чая, размышляя о смысле жизни, вы не услышите стук в дверь, голос за которой скажет –«Откройте дверь! Полиция». И вы узнаете о том, что вам предъявлено обвинение в совершении преступления. Как? За что? Ответ прост, хоть и очень сложен.

XXI век – век глобализации. Странное время! Одни кричат о том, что человечество достигло больших результатов, и ему подвластны многие природные, естественные и неестественные процессы. А другая часть говорит о нарушении личных прав того самого человечества. Внедренные новые технологии вносят коррективы в жизнь каждого человека. И мало кто задумывается о последствиях таких инноваций. Спасение или гибель? Что нас ждет после всех открытий? Вопрос не в этом. Вопрос в том, как мы будем распоряжаться этими достижениями.

Человек связан с техникой, она окружает его, она идентифицирует его. Мало кто задумывается о том, что те же самые телефоны есть предмет при помощи которого можно отследить не только ваши звонки и сообщения, узнать с кем и когда вы общались, также можно отслеживать ваше передвижение, ваши банковские счета, быть в курсе всех ваших покупок и затрат, знать о вас все, идентифицировать вас. Да это бесспорно нарушение наших личных прав, прав о неприкосновенности личной жизни. Но возможно мало кто задумывался о том, что вдруг, когда то все это вмешательство в вашу личную жизнь, может спасти вам эту самую жизнь.

Говоря о внедрение нанотехнологических новшеств в некоторые методы расследований преступлений, а именно в криминалистику, можно отметить, что это технологии которые не в будущем, а уже сейчас играют не маловажную роль. Не малое количество времени, в руках криминалистов находятся такие технологии, которые без труда и с точностью могут определить не только личность преступника или найденного тела, но и дать определение орудиям преступления, вплоть до их форм и структур. Время не стоит на месте и ученные всего мира пытаются найти новые и быстрые способы и методы для криминалистических исследований, которые без особого труда давали бы ответы на интересующие вопросы в ходе расследования тех или иных дел.

В последние годы в дактилоскопии было совершено несколько прорывов. Так, например, теперь эксперты по отпечаткам пальцев могут определить, курит человек или нет. Сотрудники Государственной криминалистической лаборатории города Оук Ридж в штате Теннесси (США) выяснили, что в отпечатках пальцев курильщиков содержится котинин, вещество, которое возникает вследствие переработки организмом никотина. Далее в Университете Восточной Англии был создан экспресс-тест для определения курильщиков по отпечаткам. Сделать это удалось благодаря суперпопулярным ныне нанотехнологиям[1].

Даниэль Мандлер и Иосиф Алмог из Университета Иерусалима предлагают новый и быстрый способ получения отпечатков пальцев с помощью нанотехнологий.

Если в современном способе исследуемую поверхность обрабатывают водной суспензией золота, то учеными предлагается использовать вместо золота более стабильный эквивалент: наночастицы золота стабилизированы длинноцепочечными углеводородными радикалами и суспендированы в петролейном эфире. Такие частицы за счет гидрофобных взаимодействий взаимодействуют с жировыми фрагментами отпечатков пальцев и могут обрабатываться серебром, давая в таком случае высококачественные отпечатки за три минуты обработки[2].

Химики из США разработали простой и быстрый метод определения возраста пятен крови. Новый метод основан на измерении значения естественной флуоресценции. Информация о том, когда появилось то или иное пятно крови, позволяет экспертам-криминалистам определить, когда могло произойти преступление, однако существующие в настоящее время методы определения возраста пятен крови – например, измерение скорости разрушения гемоглобина с помощью оптических методов, могут давать не совсем надежные результаты.

Михаил Березин с коллегами из Университета Вашингтона в Сент-Луисе разработали методику определения возраста пятен крови, основанную на продолжительности флуоресценции остатков триптофана, входящих в состав белков крови.

Клифтон Бишоп из Университета Западной Вирджинии, изучавший возможности определения скорости старения образцов крови на основании слежения за скоростью распада РНК в образцах, отмечает, что работа Березина важна, а его результаты могут оказаться полезным инструментом для криминалистов, изучающих место преступления. Однако, он опасается, что новая методика может оказаться недостаточно надежной – как показали исследования, новый метод хорошо работает, если образец находится в стерильной чашке Петри, но что будет происходить с флуоресценцией капли крови, попавшей на ткань и/или пробывшую длительное время на месте преступления в присутствии бактерий.

Такая модификация методики может дать методу целый ряд преимуществ – криминалистам можно будет использовать для анализа очень небольшой образец крови. При этом он добавляет, что разработанная методика не должна рассматриваться как замена существующих методов криминалистики, а как их дополнение – по предварительным оценкам флуоресцентные методы позволяют с точностью до часов определить возраст образца, возраст которого не превышает недели, в то время как для анализа образцов, возраст которых превышает неделю, лучше применять традиционные оптические методы[3].

Еще один прорыв. Специалисты Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН и Московского физико-технического института разработали биочип, который позволяет установить личность человека по следовым количествам ДНК с вероятностью 99,6 процента. Его можно использовать в судебно-медицинской практике при экспертизах, позволяющих сузить круг подозреваемых, или при опознании тел погибших.

Биочип содержит характерные последовательности ДНК трёх генов: ABO, AMEL и HLA-DQA1. Первый определяет группу крови человека, существует 90 возможных вариантов его последовательности. HLA-DQA1, ген главного комплекса гистосовместимости второго класса, имеет 34 варианта. Ген AMEL кодирует белок, который участвует в развитии зубной эмали. Он расположен на половых хромосомах, причём последовательности на Х и Y-хромосомах несколько отличаются, что помогает определить пол человека. Анализ разнообразия последовательностей трёх выбранных генов позволяет разделить людей на 1350 групп и отнести каждого конкретного человека к определённой группе.

Разработанный метод перспективен в криминалистике, ведь не всегда анализ можно сделать по крови – её пятна могут отсутствовать на месте происшествия. Кроме того, пятно может быть слишком старым, загрязнённым или же очень маленьким, то есть негодным для традиционной экспертизы. Анализ последовательности ДНК позволяет обойтись гораздо меньшим количеством материала. Создатели биочипа использовали окурки сигарет с фильтром, на котором осталась слюна, и смятые в руке лабораторные бумажные салфетки со следами пота. Участников эксперимента также просили выпить воды из одноразового стакана, после чего смоченной в стерильной воде салфеткой с его края снимали отпечатки губ. Из этого материала выделяли ДНК нужных генов и наносили её на биочип. Созданный на основе полиакриламидного геля, он содержит характерные фрагменты ДНК всех трёх исследуемых генов.

Донорская ДНК помечена флуоресцентным красителем, и генотип человека определяют по положению флуоресцирующих точек на биочипе. Его создатели использовали материал, полученный от 422 добровольцев. Вероятность случайного совпадения генотипов по трём генам составляет 0,4 процента. Такая вероятность слишком велика для доказательства причастности к совершению преступления, однако она позволяет сузить круг подозреваемых и восстановить картину происшествия, если следы оставили несколько человек[4].

Исследователи из американского Национального института стандартов и технологий (NIST) провели сравнительное изучение 11 приложений для распознавания человека по радужной оболочке глаза и установили, что некоторые программы способны к почти молниеносному надёжному опознанию человека при однократном захвате изображения с камеры.

Идентификация по радужке глаза известна с 1980-х годов метод имеет ряд преимуществ по сравнению с классической (прадедовской) технологией «прокатки пальчиков». Дело в том, что, вопреки распространённому мнению о неизменности отпечатков, у многих людей, занимающихся тяжёлым физическим трудом, отпечатки могут меняться до неузнаваемости, в то время как радужка после 1,5-летнего возраста «застывает» в своей неизменности.

Получить изображение радужки можно с расстояния от 10 см до 4 м, а регистрирующая камера может быть незаметна для объекта, ибо работает в ближнем ИК-диапазоне (750 нм). Это резко отличается от идентификации по сетчатке, когда глаз надо прижимать к специальном сканеру, а тем более от анализа ДНК или снятия отпечатков пальцев[5].

Эти и многие другие новые технологии в криминалистике и в науке в общем, безусловно являются достижениями человечества в идентификации личности. Но не нужно забывать и о том, что эти достижения когда-нибудь могут сыграть с нами злую шутку. Нужно определить рамки использования этих технологий, необходимо обезопасить всю информацию подвластную этим технологиям.

И возможно внедрение тех же самых биочипов в удостоверение личности, паспорта с внесением в них всех наших параметров и данных, начиная от ФИО, кончая сугубо интимной информации в виде всех болезней, которыми мы страдаем, есть нарушение наших прав, но задумайтесь на минуточку о том, что мы сами к этому идем. Мы давно перестали скрывать информацию о себе. Мы живем «на показ», публично выставляя все подробности нашей личной «неприкосновенной» жизни. Мы пишем в статусах в социальных сетях о свои переживаниях и проблемах, свое отношение к миру и жизни. Мы публикуем места, где мы часто бываем и т.д. Мы делаем это все добровольно. Так может и внедрение таких технологий как биопаспорта с биочипами, геномная регистрации и т.п. тоже может стать вполне естественной процедурой.

Работать над точностью и надежностью таких технологий придется еще долго и много. Но может стоит попробовать. Возможно, у нас нет другого выбора, и все эти методы исчезнут только тогда, когда люди перестанут совершать преступления…

 

 

[1] http://www.pravda.ru/…opiyadety-0/

[2] http://www.pro-nano.ru/2009-01-27/

[3] http://www.chemport.ru/datenews/php; Chem. Eur. J., 2012, DOI: 10.1002/chem.201102935

[4] http://www.strf.ru/material/aspx; «Молекулярная биология», 2010, том 44, № 3

[5] http://www.compulenta.computerra/ru/archive/applied_research/674396/

Loading