Каршиев Шухратжон Турдикулович. Теоретические основы понятия духовной культуры личности

Каршиев Шухратжон Турдикулович

Самаркандский Государственный университет,

старший преподаватель,

Самарканд, Узбекистан

Qarshiev Shuhratjon Turdiqulovich

The Samarkand State University

Senior teacher,

Samarkand, Uzbekistan

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 1:316

 

Теоретические основы понятия духовной культуры личности

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые аспекты рассмотрения теоретических основ понятия духовной культуры личности.

Ключевые слова и фразы: личность, духовная культура, духовные ценности, религиозные ценности, материальные и духовные потребности.

 

Theoretical basis of the concept of spiritual culture of person

 

 

Summary: This article discusses some aspects of the review of the theoretical foundations of the concept of spiritual culture of the person.

Key words and phrases: personality, spiritual culture, spiritual values, religious values, material and spiritual needs.

 

Теоретические основы понятия духовной культуры личности

 

Вопросу анализа теоретических и практических основ формирования духовной культуры личности в годы независимости Республики Узбекистан было посвящено большое количество исследований учёных. Современные исследования уделяют значительное внимание понятию духовной культуры личности, его сущности и содержанию. Культура в целом, и духовная культура в частности, организует содержание элементов политической культуры, нравственной культуры, экономической культуры, правовой культуры, эстетической культуры. Эти элементы культуры формируются и развиваются вместе с обогащением жизни личности и общества. В свою очередь, повышение элементов культуры обогащается тесной взаимосвязью с социализацией личности в процессе совершенствования личности. Направленность цели деятельности личности станет известной в дальнейшем формировании убеждений в мировоззрении личности. Каждая личность в общество имеет свои особенные убеждения, взгляды, на которых основывается формирование гуманистического типа совершенствования духовной культуры личности. Таким образом, у личности формируются  национальные, религиозные и общечеловеческие ценности, такие как человечность, патриотизм, межнациональное согласие, религиозная толерантность, зрелое политическое сознание. Формирование духовной культуры личности, её обогащение социализацией, продолжает усложняться значением каждого социального строя, в определённом политическом влиянии. Например, во время бывшей советской системы духовная культура личности была наполнена коммунистическим содержанием и подчинялась идеям коллективизма, равенства, а национальные и религиозные ценности вовсе игнорировались. В этих условиях духовная культура личности не только не развивалась, но также и ограничивалась духовная свобода.

Вопрос духовной культуры личности представляется широкой по охвату философской категорией и поэтому все её процессы описать не так легко. Формирование духовности личности, прежде всего обогащается за счёт объективных и субъективных факторов, присущих развитию общечеловеческой истории. Это социально-экономический, духовно-нравственный путь развития общества. В частности, в этом историческом процессе национальные и религиозные ценности образуют основу духовности. Как известно, каждый человек, приходящий в мир, от начала и до конца своего жизненного пути впитывает в себя  специфические особенности своего региона, обычаи, традиции, условия и правила индивидуальной и социальной жизни, все эти ценности имеют большое значение для человека и человечества. Личность всегда ощущает влияние их воспитательной направленности[1]. Также «историческое формирование этих ценностей будет иметь значение для всех феноменов человека и человечества»[2].

В каждом человеке формирование духовности основывается на его материальных и духовных потребностях. Так как материальные и духовные потребности наполнены определённым содержанием и имеют очевидную разницу по сравнению друг с другом, которую можно показать. Например, духовная потребность, по мнению большинства учёных, основанная на воспитании, обогащается наследственностью (писатели, художники, скульпторы и владельцы других профессий имеют такие способности). Однако, по нашему мнению, существование индивидуальных способностей в каждом человеке вырабатывает духовную культуру человека и требует неустанной работы, постоянного совершенствования наследственных и приобретённых способностей. Субъект в этом типичном процессе жизнедеятельности не только индивидуализируется, но и вместе с этой индивидуализацией в определённом смысле обобщается[3].

Материальная потребность также проходит этап формирования в воспитании личности. Материальная потребность для каждого человека – это условия жизни, качество и уровень жизни, обстановка, одежда, в общем, всё то, что является необходимым для материального благополучия. Всё это достигается посредством купли и продажи, посредством чего всё это приобретается. Это состояние, с одной стороны, составляет определённый распорядок жизни для каждого человека, а с другой стороны, формирует в людях не только религиозные ценности, но и проявляется в приверженности общепринятым законам, принятым в обществе.

Теоретические основы формирования духовности личности заложили такие выдающиеся учёные и философы, как Сократ, Платон, Аристотель, И.Кант[4] и другие. Эти учёные в своих взглядах рассматривали проблему соотношения личности и общества или места личности в обществе. В таком аспекте рассмотрения личности основной упор делался на гармонизации индивидуального и общественного в личности, духовного и материального начала. Особенно проблема духовного начала в личности становится основной в античной философии со времён Сократа. Именно Сократ увязал жизненную необходимость духовной культуры личности и её постоянного совершенствования с течением всей жизни индивида. Современные философы и исследователи проблемы духовной культуры личности в основном обновляют взгляды античных мыслителей и адаптируют их к данным условиям.

Научное понимание личности в своём внутреннем формировании имеет также систему религиозной философии. Если в философии античного периода основной акцент делался на духовном начале непосредственно самого индивида, то в средневековой философии происходит поворот к сверхъестественному духовному началу. Например, в учении христианства духовность понимается как синоним духовности сверхъестественной, «индивидуальной субстанции», особенности ума, нематериального духа, как часть божественного в человеке.

Философ Нового времени Р.Декарт  высказал идею о дуалистическом начале в человеке. По мнению немецкого философа И.Канта духовное начало в человеке выделяет нас из мира животных[5]. Английский философ Дж.Локк выделял способность «разумно мыслить» в человеке, как проявление духовной культуры[6].

Также как и на Западе, на Востоке идея духовной культуры личности была в центре внимания восточных мыслителей. В частности, учёные Центральной Азии уделяли значительное место в своих работах этому феномену. Изначально понятия о духовной культуры содержались в священных книгах народов этого региона – Авесте и Орхунской надписи[7].

Восточные мыслители Абу Наср Форобий, Абулқосим Фирдавсий, Абу Абдуллоҳ Хоразмий, Абу Али ибн Сино, Абу Райҳон Беруний, Абу Абдуллоҳ Рудакий, Юсуф Хос Ҳожиб, Юсуф Ҳамадоний, Кайковус, Аҳмад Югнакий известны также своими исследованиями в области духовной культуры. В X-XV вв. изучение духовной культуры было продолжено усилиями Аҳмада Яссавий, Шейха Нажмиддина Кубро, Амира Темура, Алишера Навоий, Заҳириддина Муҳаммада Бобура и других мыслителей и политических деятелей.

По мнению современной исследовательницы духовной культуры личности Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека[8]. Также можно сказать, что «духовность – это способность переводить универсам внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности»[9]

 

 

[1] См.: Очилова Б.М. Аждодлар меросига ихлосмандлик ва шахс маънавий-ахлоқий камолоти: Дис…автореф.фалс. фан. докт.-Тошкент: ЎзМУ, 2005.-Б.18.

[2] Мустақиллик изоҳли илмий-оммабоп луғат.-Тошкент: Шарқ, 1998. – Б.280.

[3] Новейший философский словарь. Сост. А.А.Грицалов. -Минск. Изд.В.М.Скакун. 1998. -С.476.

[4] Аристотель. Метафизика. Сочинения. Т.4. – М.: 1976; И.Кант. Сочинения. Т.4. – М.: 1965

[5] Кант И.Соч.4. Ч.2. – М.: 1965. – С.132

[6] Дж.Локк. Избр. философские произведения. Т.1. – М.: 1960. – С.338

[7] См.: «Авесто» ва унинг инсоният тараққиётидаги ўрни. –Тошкент: Фан, 2001; Раҳмонов Н. Қадимий ҳикматлар, қиссалар. — Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат. нашриёти. 1987. – Б.16-40.

[8]Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». 2011. №1. –С. 127-134

[9] Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты инlивидуальности // Вопросы философии. 1992. №12. –С. 213

442 просмотров всего, 1 просмотров сегодня