Нурматова Мукаррам Ахмедовна. Духовные и нравственные ценности во взглядах и деятельности джадидов

Нурматова Мукаррам Ахмедовна

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,

доктор философских наук, профессор

Ташкент, Узбекистан

Nurmatova Mukarram,

The Uzbekistan National University named after Mirzo Ulugbek,

PhD, professor,

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – naumenko06@mail.ru

УДК 316

Духовные и нравственные ценности во взглядах и деятельности джадидов

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития общественно-политического просветительского движения джадидов, и, в частности эволюция воззрений на духовность, нравственность, культуру, образование мыслителей эпохи конца XIX– начала XXвеков.

Ключевые слова и фразы: джадидизм, джадиды, образование, педагогика, духовные и нравственные ценности, культура, обучение, мусульманское общество, пресса, театр.

 

Spiritual and moral values in the views and activities of the Jadids

 

Annotation: In this article the main tendencies in the development of socio-political educational movement of the Jadids, and in particular the evolution of views on spirituality, morality, culture, education thinkers of the late XIX – early XX centuries are considered.

Key words and phrases: the Jadidism, the Jadids, education, pedagogics, spiritual and moral values, culture, education, Muslim society, mass media, theatre.

Духовные и нравственные ценности во взглядах и деятельности джадидов

 

Истоки духовности, нравственности и культуры находятся в глубинах богатого наследия прошлого каждого народа. Они передаются от поколения к поколению, и каждое поколение вносит свою лепту в их разнообразие и прогрессивность. Добившись независимости, народ Узбекистана выбрал собственный путь развития государства и общества, ориентируемый на возрождение духовных ценностей. Нравственные и духовные ценности на Востоке это не просто слова – это образ жизни, эталон поведения, можно даже сказать смысл существования, смысл бытия. В историческом плане значительный вклад в развитие духовно-нравственных устоев, возрождение традиций, обычаев, культуры, пропаганды светских знаний внесли представители общественно-политического движения – джадидизма. До конца семидесятых годов ХХ века про джадидское движение и его деятелей, кроме Садриддин Айни, умалчивалось. Но скрыть огромную просветительскую работу джадидов оказалось невозможно – сначала появились первые робкие упоминания о них, стали выходить воспоминания и статьи.
А после объявления Республикой Узбекистан суверенитета стали издаваться книги джадидов.

Движение джадидов (от араб. «джадид» – новый) зародилось на территории нынешней Республики Татарстан и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в кон. XIX – нач. XX века. Туркестанских джадидов возглавляли Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Мунавваркари Абдурашидханов, Абдулла Авлони и десятки других просветителей. В целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидские лидеры предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. Они выступали с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшение положения женщин, всех сторон жизни. Это движение объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались друг от друга и по социальной принадлежности и их взглядам на отдельные проблемы. Но общим для джадидов Туркестана было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее.

Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Сопоставляя Восток и Запад, Исмаил Гаспринский (1851-1914гг.) одним из первых понял причины все большего отрыва мусульманского, тюркского мира от мирового развития. Он начал движение за устранение невежества среди тюркских народов, достижение уровня развитых стран через духовность и просвещение населения. Исмаил Гаспринский поднял вопрос о реформировании системы просвещения, об изучении в школах светских знаний[1].

Стремясь модернизировать мусульманскую систему образования в Туркестане, джадиды открыли новометодные, так называемые русско-туземные школы. Официальной датой их появления считается 19 октября 1884г. В этот день в торжественной обстановке, в доме богатого ташкентского купца Сайда Азимбаева была открыта школа. Ее первыми учениками стали дети из семей местной элиты. В 1887г. русско-туземная школа открылась в Самарканде, а затем и в других городах. Несмотря на отсутствие единой системы учебников, и пособий, джадиды стремились к тому, чтобы учащиеся этих школ овладели практическими знаниями. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, письмо на тюркском языке и языке фарси, арифметику, историю, географию, большое место в ней занимали основы религии[2].

Стремясь повысить в глазах местного населения престиж русско-туземных школ, власти внушали населению, что их выпускникам будет отдаваться предпочтение при назначении на престижные должности. Одновременно власти стремились заинтересовать в учебе и родителей, причем и материально, путем введения бесплатного обучения детей местной элиты. Власти позаботились и о методическом обеспечении школ. Были изданы специальный учебник для обучения детей грамоте, а также хрестоматия для чтения. Однако эти меры не дали желаемого результата. В целом количество учащихся в русско-туземных школ было сравнительно невелико. Но уже в 1903г. в Туркестане функционировали 102 начальных и 2 средних джадидских школ[3]. Выпускниками первых школ были Маннон Уйгур, Хамза, Каюм Рамазан, Ойбек.

В Самаркандской области особо заметным событием стала организация джадидских школ Джурабаева и Абдукадыра Абдушукурова (псевдоним – Шакури, его школа была известна как «школа Шакури»). Шакури первым ввел совместное обучение мальчиков и девочек.

Джадиды выступили с инициативой о направлении молодежи для учебы в зарубежные страны. Многие из состоятельных людей поддержали это начинание джадидов, помогли соответствующими средствами. Десятки одаренных подростков были направлены на обучение в центральные города Германии, Египта, Турции, России. В 1910г. в Бухаре преподаватель Ходжи Рафии и другие создали благотворительный фонд «Детское воспитание» и в 1911 и 1912 годах 15 и 30 учащихся соответственно были отправлены на учебу в Турцию. А созданное в 1909г. М.Абдурашидхановым в Ташкенте «Благотворительное общество» оказывало помощь в обучении детей нуждающихся родителей, а также содействовало в учебе молодежи в зарубежных странах[4].

Также важно отметить и тот факт, что джадиды заложили фундамент развития национальной прессы. М.Абдурашидханов в 1906г. организовал издание журнала «Хуршид» («Светило») и сам его редактировал. Журнал пропагандировал среди населения правовые знания, что также способствовало росту национального самосознания людей. Однако царские чиновники вскоре запретили выпуск журнала. Но в 1913г. М.Бехбуди основал частное издательство и библиотеку и стал издавать газету «Самарканд» и журнал «Ойна» («Зеркало»).

На их страницах освещались проблемы достоинства нации и Родины, вопросы просвещения народа, свободного развития людей. Эти актуальные статьи и материалы будоражили умы людей. Такие публикации находили широкий отклик среди тюркоязычного населения России, они распространялись также в Иране, Афганистане, Индии, Турции.

Просветительская деятельность туркестанских джадидов сыграла важную роль и в становлении национальной периодической печати. Через газеты, издававшиеся на собственные средства, джадиды пропагандировали преимущества новометодных школ, ратовали за подготовку национальных кадров. В периодической печати джадиды также вели активную пропаганду, направленную против невежества и фанатизма, старых обрядов и традиций, за осуществление реформ экономической, политической и культурной жизни колониального Туркестана.

На страницах периодической печати джадидов особое место занимали проблемы экономического развития Туркестана. Это такие проблемы, как создание и развитие национальной промышленности; открытие национальных банков; развитие сельского хозяйства; внутренней и внешней торговли; ограничение вывоза из Туркестана полезных ископаемых и др. материальных богатств; организация их переработки на месте, вывоза из края не сырья, а готовой продукции; внедрение достижений науки и техники в производство и др.

Джадидам Туркестана, особенно их лидерам, было чуждо чувство неприязни к другим народам. Они с огромным восхищением писали о достижениях русского, еврейского, армянского, немецкого и других народов Европы в области экономики, политики, культуры, науки и техники. Они призывали своих соотечественников к изучению истории, литературы, культурных достижений, языка, политико-правового опыта народов Европы, выступали за принятие и заимствование европейской культуры, достижений науки и техники.

Кроме того, на страницах периодической печати джадиды поднимали ряд проблем, представляющих не только исторический интерес, но созвучных современности. Это такие проблемы: как подготовка национальных кадров в учебных заведениях развитых стран мира, прежде всего Европы; использование религии ислама как средства воспитания народов Туркестана в духе высокой морали, патриотизма, солидарности; создание условий для привлечения женщин к общественно-полезному труду, политической и культурной жизни; предоставление широких демократических прав и свобод гражданам, независимо от социального и национального происхождения, вероисповедания.

Ещё одной немаловажной для своего времени сферой деятельности туркестанских джадидов было театральное творчество. Джадиды сразу же оценили театр как острое оружие идеологической борьбы. Начиная с 1911г., они регулярно публиковали в периодической печати статьи, где доказывали полезность театра для духовного просвещения.

Джадиды создали основу национального театра. В 1913г. по инициативе Мунавваракари Абдурашидханова была создана группа «Туран» – мусульманское общество любителей драматического искусства. 27 февраля 1914г. в Ташкенте в здании театра «Колизей» состоялась церемония официального открытия первого узбекского национального театра. Открывая занавес театра Мунавваркари сказал: «Всем нам известно, что до сих не было театра на родном языке… слово «театр» на самом деле означает помещение, где преподносят «урок жизни», назидание или «школу великих». Сцена театра похожа на зеркальную комнату, где со всех сторон отражаются положительные и отрицательные стороны каждого кто входит в нее, где каждый видит свои достоинства и недостатки и извлекает из них должные уроки»[5].

В направлении пропаганды просветительства наиболее активную деятельность развивают лидер джадидского движения в Туркестане – Махмудходжа Бехбуди и просветитель Абдулла Кадыри. Их пьесы «Падаркуш» («Отцеубийца», М.Бехбуди) и «Бахтсиз куев» («Несчастный жених», А.Кадыри) имели огромный успех на всей территории Туркестана. В первой пьесе[6] рассказывается о том, как невежество и разгильдяйство молодого человека приводят его к убийству своего отца. В пьесе обращается внимание зрителя на то, что отступление от праведных дел может предотвратить только просвещение, ибо оно дает возможность очищаться. А во второй пьесе[7] повествуется о том, как фанатичное следование местным обычаям заставляет влюбленного юношу набрать много долгов, чтобы провести свадьбу. В назначенный кредиторами день он не может вернуть долги и от бессилия убивает себя и молодую жену.

Таким образом, национальный театр становится зеркалом, в котором сфокусировано состояние общества, в нем воспевается прекрасное и разоблачается отвратительное, вредное, варварское. В значительной мере в джадидской печати и театре подвергаются резкой критике отдельные религиозные фанатики, их взяточничество и аморальность. Джадидские журналисты и драматурги в своих творениях осуждают употребление наркотиков, алкоголя и табака, прелюбодеяние, распутство и другие изъяны человеческого поведения.

В отличие от феодально-религиозной идеологии, которая исходила из нерушимости феодальных устоев, джадиды предлагали проведение определенных реформ в области социально-политической и культурной жизни Туркестана. Так, они выступали с требованием реформы образования, открывали новометодные школы, создавали театральные труппы. Джадиды поднимали проблемы, связанные с реформой управления краем, рыночными отношениями.

С одной стороны, они пропагандировали достижения европейской научно-технической мысли, культуры, нормы экономической и общественно-политической жизни. С другой стороны, стремились возродить прошлое, пробудить стремление как-то противостоять проникновению буржуазных нравов, противоречащих требованиям шариата, пробудить интерес к истории ислама. Говоря о необходимости светского образования и подготовки образованных специалистов, джадиды искали и находили подтверждение своим мыслям в Коране и хадисах, придавая их текстам смысл, отвечающий нуждам социального, духовного и экономического прогресса в Туркестане.

Деятельность просветителей Центральной Азии представляет собой одну из ярких страниц истории общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что в мрачный период феодальной отсталости и колониального гнета царизма они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, формировали сознание национальной независимости.

 

 

[1] См.: Гаспринский И. Русское мусульманство (мысли, заметан и наблюдения) // Звезда Востока. 1991. N04. — С.105—119

[2] См.: Зиё Сайд. Асарлар (нашрга тайёрловчи: Турдиев Ш.) Тошкент Г.Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1974.— 208 б.

[3] См.: Абдурашидхонов Мунаввар қори. Тошкентда мусулмон жамиати /Самарқанд. 1913. 20 авг.

[4] См.: Абдурашидхонов Мунаввар қори. Хотираларим (нашрга тайёрловчи Холбоев С.)// Турон тарихи Туплам. Тошкент, 1992.— 17-20 б.

[5] См.: там же

[6] См.: Махмудходжа Бухбуди. Избранные произведения. Ташкент, 1977

[7] См.: Алиев А., Абдулла Кодирий. Ташкент, 1967

735 просмотров всего, 3 просмотров сегодня