Клюев Александр Сергеевич. МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИГОРИЯ САВВИЧА СКОВОРОДЫ (к 300-летию со дня рождения Г.С. Сковороды)

Клюев Александр Сергеевич

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

доктор философских наук,

профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Klujev Aleksandr Sergeevich

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Doctor Habil. in Philosophy,

Full Professor of the Department of Music Upbringing and Education

E-mail: aklujev@mail.ru

УДК 1(091).78

 

МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИГОРИЯ САВВИЧА СКОВОРОДЫ

(к 300-летию со дня рождения Г.С. Сковороды)

 

Аннотация: В статье рассматривается отношение к музыке Г.С. Сковороды. Отмечается, что тема музыки важнейшая в творчестве Сковороды. Такая позиция аргументируется тем, что, решая свою важнейшую проблему – поиск Бога, Сковорода полагал, что ведёт к Богу музыка. Причём в статье подчёркивается, что под этой музыкой Сковорода подразумевал некую, в конечном счёте, содержащуюся в музыке, создаваемой человеком, изначальную музыку («прамузыку»), являющуюся основанием вещей – в ней-то и усматривал Сковорода присутствие Бога.

Ключевые слова: Г.С. Сковорода, человек, мир, музыка, Бог.

 

MUSIC IN THE WORKS OF GRIGORY SAVVICH SKOVORODA (to the 300th anniversary of the birth of G.S. Skovoroda)

 

Abstract: The paper examines the attitude to the music of G.S. Skovoroda. It is noted that the theme of music is the most important in the work of Skovoroda. This position is argued by the fact that, solving his most important problem – the search for God, Skovoroda believed that music leads to God. Moreover, the paper emphasizes that by this music Skovoroda meant some kind of primordial music (pramusic) contained in the music created by man, which is the basis of things – it was in it that Skovoroda saw the presence of God.

Key words: G.S. Skovoroda, man, world, music, God.

 

При всём обилии материалов о жизни и творчестве Григория Саввича Сковороды (1722-1794), он всё равно остаётся для нас загадкой. Действительно, кто такой Сковорода – философ, писатель, богослов, композитор, педагог? Даже происхождение, «исток» Сковороды не понятен. Сковорода родился 3 декабря 1722 года (ровно 300 лет тому назад!), в селе Чернухи Лубенского округа Полтавской губернии, в Малороссии, входившей тогда в состав Российского государства. По словам первого биографа Сковороды Михаила Ковалинского, Сковорода «обыкновенно называл Малороссию матерью.., а Украину – тёткою» [8, с. 394] (1).

Полагаем, на вопрос: кто такой Григорий Сковорода, нужно ответить так: Григорий Сковорода – прежде всего философ, смысл жизни которого заключался в поиске Бога. При этом поиск Бога Сковородой осуществлялся в соответствии с двумя его учениями: 1) о двух натурах: внешний и внутренней – тварной и Божественной и 2) о трёх природах: человеке (микрокосме), Вселенной (макрокосме) и Библии, в своём овеществлённом виде являющихся выражением внешней натуры. Проясним смысл этих учений.

Как пишет Сковорода, «весь мир состоит из двоих натур: одна – видимая, другая – невидимая. Видимая называется тварь, а невидимая – Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит, везде и всегда был, есть и будет» [7, с. 149].

Вместе с тем, как считает Сковорода, существуют три природы: человек, Вселенная и Библия. По представлению Сковороды, все эти природы сосредоточены в человеке. Так, Сковорода замечает: «А не измерив себя прежде, что пользы знать меру в прочих тварях?» [7, с. 135]. Или: «Кто может узнать план в земных и небесных… материалах.., если его прежде не мог усмотреть в… плоти своей?» [7, с. 135]. И ещё: «Тело моё на вечном плане основано… [Ты] видишь одно скотское в тебе тело. Не видишь тела духовного» [7, с. 136-137, 138].

Сковорода постоянно указывал на тленность земной жизни, необходимость вырваться из неё. Мыслитель призывал: «Оставь сей весь физический гной и мотылу глупым и сопливым девам. А сам кушай с Иезекиилем благоуханный опреснок и сытоносную манну священной пасхи Божией, переходя от земли к небесному, от осязаемого к неосязаемому, от нижнего, тленного, в мир первородный» [8, с. 52].

Таким образом, можно сказать, что поиск Бога Сковородой заключался в движении от чувственно воспринимаемого к умственно (духовно) постигаемому.

Важно отметить, что главным чувством – сенсорным каналом, задействованным в этом процессе у Сковороды, был слух. Сковорода вслушивался в мир, пытался услышать Бога (в буквальном смысле Сковорода был по-слушником!). (Ярким выражением этого по-слушания было того, что на протяжении всей своей жизни, приблизительно с 7-ми летнего возраста и за два месяца до кончины, Сковорода повторял (пел) стих Иоанна Дамаскина: «Образу златому на поле Деире, служиму, трие Твои отроцы не брегоша безбожного веления», который, как он признавался, «сам не зная почему, любил… преимущественно пред всеми прочими церковными напевами» [3].)

Можно сказать, согласно Сковороде, мир звучит, мир – Космическая музыка. В этом своём понимании мира он исходил из представлений о мире древних мудрецов, прежде всего – Пифагора, его учения о Гармонии сфер. Сковорода считал, что Бог пребывает внутри этих сфер, являясь их первоначалом. Мыслитель выдвигает оригинальное суждение о Гармонии сфер, называя её Симфонией (2).

По Сковороде, Симфонию (Гармонию сфер) последовательно образуют входящие в неё симфонии, в основе которых лежит музыка, в которой сокрыт Бог (3).

Очевидно, что вслушивание Сковороды в Симфонию (Гармонию сфер) означало его последовательное вслушивание в образующие её симфонии, устремляясь к её первоистоку – музыке (Богу).

Сковороду часто именуют странником. И это правильно. Только, в сущности, Сковорода странствовал не по земному миру, а по своим, слышимым им, симфониям, двигаясь навстречу музыке (Богу) (4). Показательно, что неразлучной спутницей его в этом странствовании была флейта, на которой он, «вынув [её] из-за пояса.., наигрывал… свои фантазии» [3]. По всей видимости, флейта для Сковороды была камертоном, с помощью которого он модулировал (транспонировал и т.д.) своё движение по симфониям в предвкушении встречи с музыкой (Богом) (5).

Зримым воплощением этого движения было творчество Сковороды. Каким образом? Дело в том, что отчётливыми областями творчества мыслителя были философия, литература и музыка (музыкальное искусство), которые оказывались симфониями – симфонией философии, симфонией литературы и симфонией музыки (музыкального искусства), двигаясь по которым Сковорода и пытался приблизиться к «началу начал»: музыке (Богу) (6).

Движение по этим симфониям Сковорода осуществлял согласно избранной им установке: от внешнего – к внутреннему, предопределявшей движение в последовательности: симфония философии – симфония литературы – симфония музыки (музыкального искусства), выступавшими своего рода тремя шагами навстречу музыке (Богу) (7).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Баутерсе Ж. Настройка флейт траверсо [Электронный ресурс] // http://www.blf.ru/forum/printthread.php?t=5599.
  2. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника: Пер. с греч. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002. 863 с.
  3. Долгалёв В. Н. Стеллецкий. Странствующий мудрец Г.С. Сковорода [Электронный ресурс] // https://proza.ru/2013/05/19/1776.
  4. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, 2011. 880 с. [Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Париж: YMCA-PRESS, 1948-1950; т. 1. 470 с.; т. 2. 477 с.]
  5. Клюев А.С. Принципы Новой синергетической философии музыки // Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Выпуск 7. 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества. М.: Голос, 2021. С. 174-205.
  6. Клюев А.С. Сумма музыки. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Прогресс-Традиция, 2021. 520 с.
  7. Сковорода Г.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1. 511 с.
  8. Сковорода Г.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 2. 486 с.
  9. Эрн В.Ф. Г. Сковорода. Жизнь и учение // Эрн В.Ф. Борьба за Логос; Г. Сковорода. Жизнь и учение. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 333589. [Эрн В.Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М.: Путь, 1912. 342 с.]
  10. Klujev A. Synergetische Musiktherapie auf der Basis russischer Philosophie und orthodoxer Tradition // Musik-, Tanz- & Kunsttherapie. Zeitschrift für künstlerische Therapien im Bildungs-, Sozial- und Gesundheitswesen. 31. Jahrgang. 2021. Heft 2. S. 179-192.
  11. Mastnak W. Aleksandr Klujevs Synergetische Musiktherapie aus interdisziplinärer Perspektive // Musik-, Tanz- & Kunsttherapie. Zeitschrift für künstlerische Therapien im Bildungs-, Sozial- und Gesundheitswesen. 31. Jahrgang. 2021. Heft 2. S. 193-196.
  12. Сумцов М.Ф. Сковорода і Ерн // Літературно-науковий вісник. 1918. Т. 69. Кн. 1. С. 4149.

 

(1) В дискуссии о происхождении Сковороды одни выступали за то, что Сковорода, будучи малороссом, – русский мыслитель (такая точка зрения, впервые была высказана В.Ф. Эрном [9], а затем нашла поддержку у Шпета, Франка. Другие – за то, что Сковорода – исключительно украинский мыслитель (такая позиция была представлена Н.Ф. Сумцовым в его полемике с В.Ф. Эрном [12]. Думается, в окончательном виде статус Сковороды чётко определил В.В. Зеньковский. По Зеньковскому, Сковорода – «первый философ на Руси в точном смысле слова» [4, с. 65].

(2) Слово «симфония» происходит от слова «синфония (греч. συνφωνία – созвучие, согласие). В свою очередь слово «синфония» родственно слову «синергия» (греч. συνεργία – сотрудничество, соработа). А термин «синергия» означает в Православии, его ядре – исихазме, воссоединение энергий Бога и энергий человека. Григорий Сковорода, безусловно, был знаком с исихазмом, поскольку скрупулёзно изучал труды Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита и других исихастов.

(3) Требуется пояснить, что музыка, о которой говорит Сковорода, – это, в конечном счёте, содержащаяся в музыке, создаваемой человеком, некая изначальная музыка, предопределяющая бытие мира. В этой музыке у Сковороды и сокрыт Бог. О такой музыке см. в наших работах: [6; 5; 10], а также в работе немецкого учёного, в которой освещается наш подход: [11].

(4) Нам кажется, такое представление согласуется с мудрым замечанием В.Ф. Эрна о том, что все великие созидатели культуры, такие как Платон, Данте, Микеланджело, Бетховен, «всегда полны внутреннего пустынножительства. И истинное величие гения всегда равно силе внутренней аскезы, имманентно проникающей все движения его духа» [9, с. 454].

(5) Интересно, что обозначенному процессу способствовала сама флейта, на которой он играл. Это была барочная флейта флейтравер, или траверсо (от фр. flûte traversière), которая по сравнению с современной флейтой требовала, чтобы исполнитель всё время менял на ней высоту тонов (за счёт изменения положения амбушюра, при этом повернув флейту к себе или от себя). Таким образом, требовалась постоянная настройка инструмента! [1]. Необходимость её побудила в определённый момент отказаться от этого инструмента, однако в настоящее время наблюдается бурный рост интереса к нему. Во многом этому способствуют выступления пропагандистов инструмента – флейтистов Бартольда Куйкени, Франса Брюггена и других.

(6) Нельзя не отметить близость заявленной нами модели учению Дионисия Ареопагита об отражении небесной иерархии ангелов в земной иерархии священнослужителей [2]. У Сковороды, вне всякого сомнения, небесная иерархия слышимых им симфоний находила отражение в земной иерархии симфоний творчества.

(7) Более полное описание сюжета, предложенного в данной статье, см. в нашей статье: «LE FLÛTISTE ITINÉRANT (Le role de la musique dans la vie de Gregorij Skovoroda» / СТРАНСТВУЮЩИЙ ФЛЕЙТИСТ (О музыке в жизни Григория Саввича Сковороды), готовящейся к публикации в материалах Международного Коллоквиума, посвящённого 300-летию со дня рождения Григория Сковороды (Colloque International Skovorodianum “Logos de Skovoroda: Philosophie, Poiesis, le Style Dialogique”, Paris (France), 22-23 novembre 2022).

Loading