Гороховатский Леонид Юрьевич. Артамонова-Хилл Елена Владимировна. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ИСХОДНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Гороховатский Леонид Юрьевич

кандидат психологических наук, руководитель Центра научных исследований и экспертизы, Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербург

Leonid Yu. Gorokhovatskiy

Candidate of Psychological Sciences, Head of Department for Scientific Research, Anatoly Sobchak International Banking Institute, St. Petersburg

E-mail: leongor@icloud.com

Артамонова-Хилл Елена Владимировна

доктор  психологических наук,

старший исследователь,

Компания Mention Me

Великобритания

Elena Hill-Artamonova

Dr (BA, BSc, MA, MSc, PhD)

Senior research and analytics specialist

UK

УДК 159.9.07

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ИСХОДНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

 

Аннотация: В статье поднимается проблема киберпространства как особой психической реальности, возникшей в процессе Цифровой трансформации человечества. Автор приводит ряд соображений, касающихся психологических исследований акторов киберпространства, выделяет важные с его точки зрения теоретические позиции, позволяющие обосновать актуальность предполагаемых исследований, охарактеризовать сущность проблемы и сформулировать некоторые исследовательские предположения.

 

Ключевые слова: Цифровая трансформация, Цифровая трансформация личности, психология киберпространства, киберпространство, актор киберпространства.

 

 

SCIENTIFIC COGNITION OF CYBERSPACE AS A PSYCHIC REALITY: INITIAL CONSIDERATIONS

Abstract: The article raises the problem of cyberspace as a psychic reality (which became relevant as a consequence of Digital transformation). The author gives a number of considerations concerning the psychological research of cyberspace’ actors, identifies some referentially important for him theoretical positions, which make it possible to justify the relevance of the problem, to characterize its essence and to define some research assumptions.

Key words: Digital Transformation, Digital transformation of a Self, Psychology of Cyberspace, Cyberspace, Actor of Cyberspace.

 

Вводные положения. В фокусе предстоящих исследований находится проблема Цифровой трансформации личности (далее – ЦТЛ). Попытка осмыслить этот феномен стал для нас отправной точкой в целом цикле исследований (причём не просто в предметном поле психологии, а, скорее, в междисциплинарных рамках когнитивистики) и может в перспективе быть использованным в качестве теоретико-методологического базиса для разработки современной системы формирования гибких киберпространственных навыков (далее – ГКН) эпохи Цифровой трансформации (далее – ЦТ).

 

Основываясь на наших предыдущих работах [1], мы можем определить ЦТЛ как процесс освоения личностью Цифровых технологий, в ходе которого они перестают быть сервисным дополнением к действиям в аналоговой реальности, но становятся доминантной, приоритетно влияющей на аналоговую обыденность. Эти изменения стали следствием того, что личность обывателя за последние годы, под воздействием прогресса цифровых сервисов, претерпела значительные изменения, в первую очередь, компетентностно-мировозренческого характера. Отметим, что поднимаемая проблема постадийно актуализировалась на протяжении последних полутора–двух десятилетий. Она сущностно заключается в том, что в силу галопирующего развития информационно-коммуникационных технологий, в современной реальности сформировалось киберпространство (пространство человеческой активности в глобальной инфокоммуникационной сети), которое можно рассматривать как новое измерение бытия (новую сферу жизни человека). Ключевой особенностью киберпространства, в его современном состоянии, является транзит приоритета от традиционной аналоговой экономики (в понимании экономики как мироустройства) к инновационной и технологичной Цифровой экономике (экономике, в которой Цифровые технологии от статуса технологий, помогающих в реализации аналоговых процессов, перешли к статусу основных технологий, обладающих аналоговыми последствиями, т.е. технологий, определяющих аналоговую реальность). Осуществление же активности в киберпространстве возможно теми личностями (акторами), которые пережили ЦТЛ и обладают ГКН. Вследствие этого исследователи, рано или поздно, столкнуться с необходимостью организовать психологическое познание киберпростанства с учетом того, что эта новая сфера жизни, которая сущностно различна с привычной для  человека аналоговой реальностью.

 

Соображения об актуальности. Объем исследований проблемы ЦТ, выполненных за последние несколько лет, – впечатляет: только число публикаций на www.elibrary.ru по соответствующим ключевым словам («Цифровая трансформация») на момент последней правки настоящего текста – 21 869. Аналогичный показатель на тот же момент времени, но по ключевым словам «Цифровая трансформация личности» – 611, причём большинство из этих публикаций имеют к самой проблеме ЦТЛ лишь опосредованное отношение. Как следствие, проблемы психологии киберпространства, являющиеся оборотной стороной проблемы ЦТЛ, также не получили в отечественной психологии достаточного осмысления.

 

Поднимая проблему киберпространства как психической реальности, в первую очередь, необходимо сослаться на работы А.Е. Войскунского и его коллег [2 и др.]. Члены этого исследовательского сообщества сегодня, безусловно, являются лидерами научного поиска в сфере психологии интернета и смежных областей. При этом, необходимо констатировать, что фокус исследований названного коллектива – как нам показалось – находится скорее в сфере изучения влияния интернета и компьютерных технологий на жизнь человека. Шагов же в сторону признания киберпространства как новой сферы жизни человека, в которой он живёт несколько иначе [3, 4 и др.], мы, пока, не встречали. Получается, что проблема киберпространства как психической реальности, о чём косвенного говорят, кстати, авторы ряда публикаций [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и др.] сегодня, как никогда, актуальна и требует системного научного осмысления.

 

Сущностные соображения. Ещё раз заострим внимание на том, что под ЦТ (и её производными, такими как ЦТЛ) в контексте настоящей работы, нами понимается именно переход человечества к активности в киберпространстве (Цифровые финансовые транзакции, интернет-маркетинг, электронная коммерция, коммуникация в социальных сетях, etc…), а не киберпространственное расширение аналоговой реальности (к чему относится, например, использование сервисов видео-конференцсвязи для бизнеса или LMS-сервисов для обучения [что стало особенно актуальным в последнее время, в силу снизошедшей на человечество эпидемии новой коронавирусной инфекции]).

 

Существование в реалиях киберпространства имеет ряд особенностей. Эти особенности связаны с 1) анонимностью существования внутри сети и 2) проявляющимися в нем практически постоянными манипуляциями, которые являются следствием распределенной природы регулирования киберпространства. Гипотетически (мы сформулировали для себя эту исходную посылку уже несколько лет назад [10]) именно такие особенности определяют специфику функционирования акторов киберпространства и, соответственно, должны исследоваться как предпосылка личностного и компетентностного развития этих акторов. Актор же киберпространства, сущностно, может быть обозначен как некий аккаунт (в социальной сети, платежной системе, системе дистанционного обучения, системе управления бизнес-процессами, других интернет-центрированных сервисах…) – аккаунт, посредством которого человек, физически живущий в аналоговом мире, действует внутри киберпространства. Именно аккаунты и совершенные от их имен действия, выступают той гранью реальности, которую мы можем объективно рассматривать и изучать как психологи киберпространства. Фактически, в нашем понимании, психология киберпространства может быть, с некоторой степенью допущения, определена как психология активности аккаунтов в сети.

 

Проблема, с которой мы сталкиваемся в данном случае, заключается в том, что за аккаунтом может стоять как реальная, верифицированная, личность (аккаунты, которые в некоторых сервисах помечают так называемой «голубой галочкой»), так и другая личность, не являющаяся той, которой аккаунт приписывается (украденные аккаунты, аккаунты заранее мошеннически созданные от имени других лиц, аккаунты, которыми некто оперирует по поручению фактического владельца, etc…); особый случай – это аккаунты, за которыми вообще не стоит человек, а спрятана компьютерная программа-робот (чат-бот), методом машинного обучения «натасканная» для ведения достаточно высокоуровневого диалога, который неподготовленному пользователю сложно отличить от диалога с живым человеком. Таким образом, акторы киберпространства могут быть категорезированы по следующей типологии (которая, конечно, дискуссионна): верифицированные, фейковые и роботизированные. Проблема внешней психологической дифференциации этих аккаунтов психологом неразрывно связана с проблемой развития ГКН, так как любые формирующие эксперименты, направленные на апробацию методик их развития должны синхронно проводиться в двух плоскостях: плоскости аналоговой реальности и плоскости киберпространства. Это связано с тем, что собственно трансформация личности должна зиждиться на формирующем воздействии, которое осуществляется в аналоговой реальности, но результаты которого применяются в реальности Цифровой. Для корректного же проведения таких формирующих экспериментов в киберпространстве безусловно нужны аккаунты-испытуемые, являющиеся верифицированными акторами, т.е. скрывающими за собой реальных, поддающихся исследованию, живых людей. Отметим, что эксперименты с другими типами акторов также должны проводиться, но проработку таких исследований мы осуществим в отдельной публикации).

 

Завершая изложение сущностных соображений, следует указать на следующие важные позиции: ГКН – по нашему убеждению – это, в первую очередь, сопротивляемость актора киберпространства различного рода информационным рискам (от рисков жесткого характера, таких как финансовое мошенничество или прямое Цифровое воровство, до мягких рисков, связанных с коммерческими, политическими, социально-религиозными и другими манипуляциями). С учетом того, что киберпространство является распределённой, не регулируемой сущностью (в противовес аналоговым сущностям, таким как государства), единственный способ обеспечения равноправия и самостоятельности его акторов (что в аналоговой реальности обеспечивается законодательством и деятельностью социальных институтов) – это формирование способности актора киберпространства к самостоятельному и осознанному регулированию интеракций своих аккаунтов. Залогом устойчивого развития актора киберпространства является то, что система формирования ГКН, интегрированная в его обучение и воспитание, успешно выполняет свою функцию.

 

С учетом этих соображений можно сформулировать (пока в общих чертах) некоторые общие проблемы научного познания киберпространства как психической реальности, поднятые выше:

  • Проблема дифференциации верифицированных акторов киберпространства от фейковых и роботизированных;
  • Проблема разработки теоретического основания для формирования способности актора киберпространства к самостоятельному и осознанному регулированию интеракций своих аккаунтов (т.е., фактически, проблема формирования ГКН).

 

Гипотетические соображения. Размышляя над обозначенными проблемами, анализируя научные исследования [12, 13, 14 и др.] и осуществляя собственные изыскания [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и др.], мы пришли к следующим соображениям-предположениям.

Первое соображение-предположение связано с решением проблемы дифференциации верифицированных акторов киберпространства от фейковых и роботизированных. Нам представляется, что эта проблема может быть преодолена посредством анализа эмоций актора киберпространства (как базисных психических образований, не поддающихся киберпростраственным искажениям). Теоретическое подтверждение этой идее мы находим в целом ряде исследований (J.A. Holyst, А.Г. Суриков и др.) [12, 24]. Использование такого киберэмоционального подхода (на начальном этапе для анализа текстов и изображений), в совокупности с применением методов анализа больших данных и машинного обучения и методов математической психологии, поможет исследователям разработать методологию выделения верифицированных акторов киберпространства для формирования экспериментальных и контрольных выборок, вовлекаемых в киберпространственные эксперименты.

 

Второе наше соображение-предположение (которое на настоящий момент требует более глубокого осмысления и теоретической проработки), касается проблемы разработки теоретического основания для формирования способности актора киберпространства к самостоятельному и осознанному регулированию интеракций своих аккаунтов (т.е. формирования ГКН). Здесь, мы полагаем, необходимо придерживаться совокупности известных в современной психологии подходов, направленных на личностное развитие. К числу которых мы относим 1) концепцию развивающего диалога (А.Л. Лихтаников, Е.Н. Чеснокова) [24]; концепцию психологической сопротивляемости личности (S. Ionescu) [25]; концепцию преднамеренной практики (также известную как «Концепция 10 000 часов») (K.A. Ericsson) [26]; концепцию потока как оптимально продуктивного способа развития (M. Csikszentmihalyi) [27] и концепцию психической дистанции (K. Obuchowski) [29].

 

Заключение. В настоящей статье мы изложили базовые соображения, касающиеся научного познания киберпространства как психической реальности. В грядущем продолжении мы дадим обзор наших представлений о структурно-методологических основаниях предстоящих исследований, охарактеризуем уже созданный к сегодняшнему моменту научный задел и предпримем попытку проектирования предполагаемых результатов исследования киберпространства как психической реальности.

 

Литература

 

  1. Гороховатский Л.Ю., Духанов А.В., Никифорова Я.А., Хилл-Артамонова Е.В. Трансформация личности в контексте современной реальности // Credo New. – №3 (107). – 2021.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. – М.: Акрополь, 2010.
  3. Teilhard de Chardin P. Le phénomène humain. – Paris: Editions du Seuil, 1956.
  4. Gibson W. Burning Chrome and Other Stories. – Westminster, Maryland: Arbor House, 1986.
  5. Вознесенский И.С. Человек в цифровой экономике: управление временем // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2018. – № 1-2. – с. 581 – 586.
  6. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 9. – с. 1345-1358.
  7. Городнова Н.В., Самарская Н.А. Проблемы современного человека и качество его жизни в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 7. – с. 1313-1327.
  8. Ракитов А.И. Человек в оцифрованном мире // Философия искусственного мира. – 2016. – № 6. – с. 32-46.
  9. Собольников В.В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. –  Т. 10. – № 1. – с. 3601-3610.
  10. Сташкевич И.Р. Цифровизация как вызов образованию // Развитие личности в условиях цифровой трансформации: материалы V Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Копейск, 31 января 2020 года). – Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. – с. 18-23.
  11. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. – 2017. – № 6. – с. 121-136.
  12. Holyst J.A. & all. Cyberemotions. Collective Emotions in Cyberspace. – Springer International Publishing, Switzerland, 2017.
  13. Surov I.A., Pilkevich S.V., Alodjants A.P., Khmelevsky S.V. Quantum Phase Stability in  Human Cognition // Front. Psychol. – 2019. – Vol. 10. – art. 929.
  14. Bogacheva E., Tatarenko F., Smetannikov I. Predicting Vocational Personality Type from Socio-demographic Features Using Machine Learning Methods // CCRIS 2020, Ocotber 27–29. – Xiamen, China, 2020. – pp. 93-98.
  15. Гороховатский Л.Ю. Человек в цифровой экономике // Глобализация, цифровая трансформация, экономика, культура: новые специальности, новые горизонты: материалы XVI Международной научно-практической конференции. 24‒26 октября 2018 года. – СПб.: Издательство МБИ, 2018. – с. 20 – 30.
  16. Гороховатский Л.Ю. Концепция экспертной результативности как основа психологического сопровождения подготовки государственных и муниципальных служащих // Образовательная политика. – 2016. – №4 (47). – с. 7-12.
  17. Гороховатский Л.Ю., Лукин В.Н., Шленков А.В. Юридические основы психологических исследований: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – № 3. – 2017. – с. 136-141.
  18. Гороховатский Л.Ю., Мусиенко Т.В. Лукин В.Н. Одаренность как основа формирования специалиста экспертного уровня // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – № 2. – 2018. – с. 178-185.
  19. Гороховатский Л.Ю. Экспертно-результативный подход и подготовка высокоэффективных кадров для Цифровой экономики // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – № 12. – 2018 (декабрь) URL:http://www.emissia.org/offline/2018/2674.htm
  20. Гороховатский Л.Ю., Бочаров А.Б. Экономическая иррациональность или рациональность вне экономики // Учёные записки международного банковского института. – № 1(27). – 2019. – с. 27-35.
  21. Сигова М.В., Круглова И.А., Гороховатский Л.Ю. Цифровая трансформация вуза в контексте Национальной технологической инициативы: опыт Международного банковского института // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – № 4 (72). – 2019. – С. 94-99.
  22. Dukhanov A.V., Gorokhovatsky L.Yu., Verevkin D.O., Pershutkin A.E., Dobrovolsky N.S., Konyukhov S.V. Object-Oriented Approach for Quick Preparation of Learning Materials in Conditions of Digital Transformations and Rapid Updates of Scientific Results // Proceeding of IEEE Conference “Frontiers in Education, 2020”, Upsala, Sweden., 2020, pp. 1-6.
  23. Гороховатский Л.Ю., Духанов А.В.,. Никифорова Я.А, Хилл-Артамонова Е.В. Цифровая трансформация личности в контексте современной реальности // Credo New. – 2021. – № 3 (107) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://credo-new.ru/archives/2496
  24. Surikov A., Egorova E. Emotional Analysis of Russian Texts Using Emojis in Social Networks // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 2021, Vol. 12602, pp. 282-293.
  25. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально­психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. – СПб.: Доверие «PRI», 2004.
  26. Ionescu S. Résiliences: Ressemblances dans la diversité. – Paris: Odile Jacob, 2016.
  27. Чикесентмихайи М. Эволюция личности. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
  28. Obuchowski K. Galaktyka potrzeb – psychologia dążeń ludzkich. – Warszawa: Wyd. Zysk i S-ka, 2006.

 

Literature

 

  1. Gorohovatskij L.YU., Duhanov A.V., Nikiforova YA.A., Hill-Artamonova E.V. Transformaciya lichnosti v kontekste sovremennoj real’nosti // Credo New. – №3 (107). – 2021.
  2. Vojskunskij A.E. Psihologiya i Internet. – M.: Akropol’, 2010.
  3. Teilhard de Chardin P. Le phénomène humain. – Paris: Editions du Seuil, 1956.
  4. Gibson W. Burning Chrome and Other Stories. – Westminster, Maryland: Arbor House, 1986.
  5. Voznesenskij I.S. CHelovek v cifrovoj ekonomike: upravlenie vremenem // Bol’shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost’, sotrudnichestvo. – 2018. – № 1-2. – s. 581 – 586.
  6. Garifullin B.M., Zyabrikov V.V. Cifrovaya transformaciya biznesa: modeli i algoritmy // Kreativnaya ekonomika. – 2018. – Tom 12. – № 9. – s. 1345-1358.
  7. Gorodnova N.V., Samarskaya N.A. Problemy sovremennogo cheloveka i kachestvo ego zhizni v cifrovoj ekonomike // Kreativnaya ekonomika. – 2019. – Tom 13. – № 7. – s. 1313-1327.
  8. Rakitov A.I. CHelovek v ocifrovannom mire // Filosofiya iskusstvennogo mira. – 2016. – № 6. – s. 32-46.
  9. Sobol’nikov V.V. Cifrovaya transformaciya kak faktor razvitiya virtual’noj lichnosti // Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire. – 2020. –  10. – № 1. – s. 3601-3610.
  10. Stashkevich I.R. Cifrovizaciya kak vyzov obrazovaniyu // Razvitie lichnosti v usloviyah cifrovoj transformacii: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii «Srednee professional’noe obrazovanie v informacionnom obshchestve» (g. Kopejsk, 31 yanvarya 2020 goda). – CHelyabinsk: Izd-vo GBU DPO CHIRPO, 2020. – s. 18-23.
  11. Tul’chinskij G.L. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: vyzovy vysshej shkole // Filosofskie nauki. – 2017. – № 6. – s. 121-136.
  12. Holyst J.A. & all. Cyberemotions. Collective Emotions in Cyberspace. – Springer International Publishing, Switzerland, 2017.
  13. Surov I.A., Pilkevich S.V., Alodjants A.P., Khmelevsky S.V. Quantum Phase Stability in Human Cognition // Front. – 2019. – Vol. 10. – art. 929.
  14. Bogacheva E., Tatarenko F., Smetannikov I. Predicting Vocational Personality Type from Socio-demographic Features Using Machine Learning Methods // CCRIS 2020, Ocotber 27–29. – Xiamen, China, 2020. – pp. 93-98.
  15. Gorohovatskij L.YU. CHelovek v cifrovoj ekonomike // Globalizaciya, cifrovaya transformaciya, ekonomika, kul’tura: novye special’nosti, novye gorizonty: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 24‒26 oktyabrya 2018 goda. – SPb.: Izdatel’stvo MBI, 2018. – s. 20 – 30.
  16. Gorohovatskij L.YU. Koncepciya ekspertnoj rezul’tativnosti kak osnova psihologicheskogo soprovozhdeniya podgotovki gosudarstvennyh i municipal’nyh sluzhashchih // Obrazovatel’naya politika. – 2016. – №4 (47). – s. 7-12.
  17. Gorohovatskij L.YU., Lukin V.N., SHlenkov A.V. YUridicheskie osnovy psihologicheskih issledovanij: postanovka problemy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii. – № 3. – 2017. – s. 136-141.
  18. Gorohovatskij L.YU., Musienko T.V. Lukin V.N. Odarennost’ kak osnova formirovaniya specialista ekspertnogo urovnya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii. – № 2. – 2018. – s. 178-185
  19. Gorohovatskij L.YU. Ekspertno-rezul’tativnyj podhod i podgotovka vysokoeffektivnyh kadrov dlya Cifrovoj ekonomiki // Pis’ma v Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyj nauchnyj zhurnal. – № 12. – 2018 (dekabr’) URL:http://www.emissia.org/offline/2018/2674.htm
  20. Gorohovatskij L.YU., Bocharov A.B. Ekonomicheskaya irracional’nost’ ili racional’nost’ vne ekonomiki // Uchyonye zapiski mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. – № 1(27). – 2019. – s. 27-35.
  21. Sigova M.V., Kruglova I.A., Gorohovatskij L.YU. Cifrovaya transformaciya vuza v kontekste Nacional’noj tekhnologicheskoj iniciativy: opyt Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. – № 4 (72). – 2019. – S. 94-99.
  22. Dukhanov A.V., Gorokhovatsky L.Yu., Verevkin D.O., Pershutkin A.E., Dobrovolsky N.S., Konyukhov S.V. Object-Oriented Approach for Quick Preparation of Learning Materials in Conditions of Digital Transformations and Rapid Updates of Scientific Results // Proceeding of IEEE Conference “Frontiers in Education, 2020”, Upsala, Sweden., 2020, pp. 1-6.
  23. Gorohovatskij L.YU., Duhanov A.V.,. Nikiforova YA.A, Hill-Artamonova E.V. Cifrovaya transformaciya lichnosti v kontekste sovremennoj real’nosti // Credo New. – 2021. – № 3 (107) [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://credo-new.ru/archives/2496
  24. Surikov A., Egorova E. Emotional Analysis of Russian Texts Using Emojis in Social Networks // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 2021, Vol. 12602, pp. 282-293.
  25. Lihtarnikov A.L., CHesnokova E.N. Kak razorvat’ zamknutyj krug. Principy i metody social’no­psihologicheskoj reabilitacii podrostkov s asocial’nym povedeniem. – SPb.: Doverie «PRI», 2004.
  26. Ionescu S. Résiliences: Ressemblances dans la diversité. – Paris: Odile Jacob, 2016.
  27. CHikesentmihaji M. Evolyuciya lichnosti. – M.: Al’pina non-fikshn, 2013.
  28. Obuchowski K. Galaktyka potrzeb – psychologia dążeń ludzkich. – Warszawa: Wyd. Zysk i S-ka, 2006.

Loading