Шевченко Олег Константинович. ВОЗМОЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ВИНА?

Шевченко Олег Константинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялта

Доктор философских наук, доцент

Shevchenko Oleg K.

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch)

V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

Doctor of Philosophy, Associate Professor

E-mail: skilur80@mail.ru

УДК: 101.1:316

 

 

ВОЗМОЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ВИНА?

 

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса, который в 2003 году поставил Массимо Дона: существует ли особое отношение между вином и философией? Автор статьи считает, что философия вина является крайне перспективной темой для изучения и может претендовать на статус особого отдела социальной философии на ряду с философией власти, философией политики или философией повседневности.

Ключевые слова: вино, философия, алкоголь, культура вина, эстетика вина.

 

ISIS THE PHILOSOPHY OF WINE POSSIBLE? OF WINE POSSIBLEISs OF IS THE PHILOSOPHY OF WINE POSSIBLE?

Abstract: the article is devoted to the consideration of the question posed by Massimo Dona in 2003: is there a special relationship between wine and philosophy? The author of the article believes that the philosophy of wine is an extremely promising topic for study and can claim the status of a special department of social philosophy along with the philosophy of power, the philosophy of politics or the philosophy of everyday life.

Keywords: wine, philosophy, alcohol, wine culture, aesthetics of wine.

 

 

Тема: «Вино» в нашем академическом социально-гуманитарном пространстве воспринимается с очевидными улыбками, а доклады ему посвященные вызывают ухмылку и смех у аудитории. В том случае, если проблематика рассматривается серьезно, то она, как правило, излагается в негативном ключе и связывается с алкоголем, опьянением и как следствие с девиантным поведением. Впрочем, изредка появляются работы в которых проблема вина выступает за пределами рассуждений о вреде алкоголя. Более того крымские исследователи сумели даже сформировать традицию ежегодных научных конференций и сборников посвященных проблеме вина где, правда, основные материалы публиковали виноделы, филологи, историки и культурологи, но не философы [2]. Если же бросить взгляд на опубликованные материалы из иных источников, мы увидим, что заявленную нами проблематику, поднимали, разве, что филологи (хотя иногда в этой тематике отмечались и культурологи [5]. Хотя они и, безусловно, касались философского аспекта темы. Так, например, некоторые из них раскрывают феномен «опьянение» в контексте философии Бахтина и Ницше [8] или выискивают семиотические глубины вина как символа крови в творчестве О. Уальда [1]. Но все это далеко от широкой и системной философской аналитики. Впрочем, иногда отечественные философы упоминают о вине, но скорее как метафоре или аллегории [4].

Иное дело философия зарубежная. От Китая до Италии.

Сун Цзе [9, 10] опубликовал серию интересных исследований, где рассматривает вино как важный элемент китайской философии вообще и Конфуцианства в частности. Причем вино выступает как инструмент снятия напряженности между Человеком и Космосом. Автор выписывает ритуальное значение вина как в китайском буддизме, так и, собственно в конфуцианстве.

Массимо Дона [3] сформировал, пожалуй уникальный фундаментальный труд (а скорее трактат) в котором проанализировав влияние вина и опьянения на развитие мировой философии с одной стороны и воздействие философский концепций на формирование культуры употребления этого напитка. Более того он проводил сравнительный анализ корреляции философских успехов не только с вином, но и с пивом или гашишем.

Однако, не смотря на титаническую работу проведенную итальянским философом (профессором Миланского университета) ряд вопросов остался, по сути мало раскрытым или вовсе не затронутым. И прежде всего как соотносится тема «Философия вина» с разделами академической философии? Для нас, очевидно, что после Массимо Дона сомневаться в значимости философии вина при штудиях в области истории философии – будет уж слишком махровым ретроградством. Слишком неожиданные обертоны принимает история философии при учете данных итальянского профессора, слишком важную роль в жизни многих философов играло вино (от злоупотребления до беспощадного неприятия, от ритуального момента, до темы эссеистических исследований). Но может ли философия вина быть значимым, например в рамках онтологии? Или сформулируем вопрос по иному, можно ли при помощи онтологии  и в рамках этой дисциплины разрабатывать тему «Вино»? Может ли она стать темой докторских и кандидатских диссертаций, магистерских проектов и бакалаврских выпускных работ на философских факультетах? Считаем, что ответ однозначен – да.

Предлагаем бегло и тезисно рассмотреть потенциал темы «Вино» в рамках разных философских специализаций.

  • Онтология. Зададимся «простым», характерным для онтологии вопросом: а что есть вино? Очевидно, что вино есть синтезированный продукт биологического материала (виноград), геологии (микроэлементы в почве), атмосферы (воздух, морской бриз, сосновый холодок) и космических излучений (солнца). При этом оно само, вино, не может быть редуцированно ни к одному из этих элементов. В своем уникальном сочетании вино переходит на иной качественный уровень жизни, чем виноградина или кальций в горной породе. Вино в результате брожения создается, стремительно переходя из разряда «неживой» в статус «живое». Из мертвых или условно живых элементов винодел создает живую жидкость со своей структурой, этапами развития и деградации. При этом распад вина на составляющие не приводит ни к появлению виноградины, лозы или космического излучения. Регресс происходит не механически, а органически. В связи с чем можно подойти к проблеме «Вино» и сточки зрения соотношения Структуры, Системы, или, даже, Ризомы.
  • Гносеология. Можно ли дать сугубо научный анализ вина? Или оно нуждается в оценке скорее с точки зрения художественной интуиции? Очевидно, что есть точные параметры производства вина на всех технологических этапах… Но совершенное по параметрам вино попадая на вкусовые рецепторы дегустатора может и потерять в совей оценке. Именно личная, персональная, субъективная оценка человека выносит окончательный вердикт о качестве вина. И совершенное в своих формулах вино, почему то оказывается менее значимым, чем вино с более дурной формулой, но к которому с большим почтением отнесся дегустатор. Иначе не было бы дегустаторов, не было бы сомелье, а была бы унылая линейка хрустальных гробиков, где продавались мертвые винные формулы с тоскливой этикеткой: напиток винный, вкус приближен к натуральному.
  • Философская Антропология. Стоит ли говорить о всем богатстве темы «Вино» для этого направления? Можно ли кратко очертить тот азарт, который охватывает антрополога при обращению к теме вина? Скорее всего – нет. Но попытаться стоит. В телеграфном стиле перечислим такие тематики: Человек и вино, Человеческая плоть и вино, Человеческая тоска, страсть, умственные мечтания Человека и вино. Где грань дозволенного в опьянении, где баланс приемлемого при употреблении вина? Каково значение вина в ритуалах инициализации совершеннолетних в разных культурах? Какая атрибутика нужна для процедуры социализации в коллективе посредством вина в советском студенческом сообществе?
  • Философия религии. Тематика разнообразна от исследования ритуальных особенностей вина, до метафизических порядков отцов церкви. Тематика вина в данном отделе философского знания поражает воображение, чего только стоит вопрос о роли вина в культуре Ислама. Ведь существует колоссальная разница, обоснованная в довольно сложных рассуждениях богословского характера значения вина в шиитском исламе и вина в суннитской зоне. А особенности вина и виноделия в Кавказской зоне ислама? Мы не говорим уже о возможностях исследования темы вина и его символика в христианской евхаристии [6]: православное и протестантское толкование, католические трактаты и доктрины разнообразных сект и ересей. Отдельными строкой может идти изучение вина в контексте атеистической культуры.
  • Этика и Эстетика. Вы только представите ту бездну тем и прекраснейших исследований, которые можно наработать в этой теме! И речь не только об образах рожденных поэтическим гением Омара Хайяма [7]! Конечно, нет! Мы можем провести линейку тем, начиная от эстетики винных наклеек (а многие из них создавались как образцы шедеврального искусства) до анализа пластичности форм винных сосудов Античности и Средневековья, Модерна и Постмодерна. Важными также предстают вопросы формы и содержания, где вино выступает как содержание, а сосуд как форма. А вопросы музыкальные? Вот, например, можно ли наслаждаться ароматом Муската Крымского Белого Камня под полет валькирии Вагнера, или этому аромату более соответствует музыкальная тема равелевского болеро? А распады вкуса, полутона и аромата Мадеры Коктебеля 1986 г. могут ли сочетаться с «Щелкунчиком» Чайковского или для их гармоничного восприятия требуется, музыкальные темы из «Шахеризады» Римского-Корсакова? Целый же пласт тем связанных с этикой, этикетом, вопросами морали и нравственности, добра и зла, справедливости и воздаяния мы и вовсе не будем затрагивать в силу очевидной для любого эпохальности встающих аспектов, которые могут и должны разрабатываться философским сообществом. Укажем лишь, что эти темы могут звучать современно и быть созвучны континентальной философии, например в фукианском стиле: «Рюмка вина перед гильотинированием во Франции как проблема истории этических дозволений в Новое время».

Представленный выше список разделов философии, где тема «Вино» выглядит перспективной для исследования студентами, аспирантами, докторантами – разумеется, не полон. Выпали из списка Герменевтика и Семиотика, не заявлена Социальная философия, отсутствует Философия истории и многое другое. В случае благожелательного восприятия нашей темы, надеемся, что эти недостатки мы исправим в монографии посвященной философии вина, а в рамках статейного жанра уже перечисленные нами блоки, как представляется, достаточно разнообразны.

Мы можем сделать вывод, что «Философия вина» не является ни наивной, ни смешной заявкой на философскую эксцентричность, а вполне респектабельным направлением, которое может обогатить отечественную философию новыми идеями и новым переосмысление уже заброзновевших тематик. В Миланском университете это понимают, понимают это и в Хайнаньском университете уверены, что и в отечественных вузах коллеги поддержат это доброе начинание. Полагаю, что Философии вина в России – Быть.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Валова О. М. Мотив опьянения в творчестве Оскара Уайльда // Вестник Рязанского Государственного Университета имени С.А. Есенина. – 2015. – №2. – С. 86-96.
  2. Дионис – Вакх – Бахус в культуре народов мира: науч. сб. Вып. 2. – Симферополь: Крымский Архив, 2005. – 84 с.
  3. Дона М. Философия вина: пер. с ит. О. Уваровой, Е. Прокопьевой, М. Челинцевой. – М.: Текст, 2015. – 221 с.
  4. Дроздова Д. Н. Экспериментальная философия 2.0: новое вино в старых мехах? // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алёшинские чтения – 2016: материалы международной конференции. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2017. – С. 119-128.
  5. Китайка А.В. Концепт “вино” в культуре хозяйствования Приднестровья // Общество: философия, история, культура. – 2020. – №9. – С. 72-74.
  6. Скальцис П. Вино в литургии преждеосвященных Даров // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2012. – №4. – С. 132-138.
  7. Суфиев Ш.З. Архетипы вина в персидско-таджикской поэзии // Вестник Педагогического университета. – 2018. – №5-2. – С. 143-150.
  8. Тамарченко Н. Д. Вино и опьянение в философии культуры Бахтина и Ницше // Мотив вина в литературе: материалы научной конференции. – Тверь: Тверской государственный университет, 2001. – С. 33-35.
  9. Цзе Сун. Вино в традиционной китайской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. – 2015. – №. 3-2. – С. 180-182.
  10. Цзе Сун. Вино в этико-философской системе конфуцианства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. – №1. – С. 256-266.

 

 

 

Loading