Артамонов Владимир Сергеевич. Лукин Владимир Николаевич. Мусиенко Тамара Викторовна. ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ПЕРВЫЙ ГОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Артамонов Владимир Сергеевич,

Советник Российской Академии Ракетных и Артиллерийских наук (РАРАН)

(Санкт-Петербург)

доктор военных наук, доктор технических наук, профессор

.

Artamonov Vladimir Sergeevich,

Advisor of Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences (RARAN),

(St. Petersburg)

Doctor of Military Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor,

 

Лукин Владимир Николаевич,

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

(Санкт-Петербург),

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,

ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН

Lukin Vladimir Nikolaevich,

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,

Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,

Associate scientific researcher of the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences

E-mail: lvn55555@mail.ru

 

Мусиенко Тамара Викторовна,

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

(Санкт-Петербург),

профессор кафедры управления и экономики,

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,

ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН

Musienko Tamara Viktorovna,

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (St. Petersburg),

Professor of the Department of Management and Economics

Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,

Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,

Associate scientific researcher of the Sociological Institute

of the Russian Academy of Sciences

УДК 338.24.01

 

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ПЕРВЫЙ ГОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

Abstract:  В статье актуализируется проблема формирования новой системы управления пожарным делом в России 1918 года; исследуются отдельные направления деятельности государства по контролю в пожарной сфере; раскрыты причины неудач, вызванных объективными обстоятельствами.

Ключевые слова: государственное управление, декрет, Народный Комиссариат по делам и борьбы с огнем, Императорское  Российское пожарное общество, Российское Пожарное Общество, Курсы пожарных техников, пожарный надзор, пожарные комитеты, пожарное дело, пожарная безопасность

 

FROM THE EXPERIENCE OF FORMING A FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIRST YEAR OF SOVIET POWER

 

Abstract: The article actualizes the problem of the formation of a new fire management system in Russia in 1918; examines certain areas of state control in the fire sector; reveals the causes of failures caused by objective circumstances.

Keywords: state administration, decree, People’s Commissariat for Affairs and Fire Fighting, Imperial Russian Fire Society, Russian Fire Society, Courses for fire technicians, fire supervision, fire committees, fire fighting, fire safety

 

Проблема изучения и использования накопленного исторического опыта управления пожарной безопасностью в условиях военного противостояния [1] актуализирована современной геополитической обстановкой глобального противостояния «объединенного Запада» и Российской Федерации. Президент Российской Федерации отметил, что ряд заявлений высокопоставленных политических западных деятелей определяет такое состояние термином «война» и даже как приближение к ее ядерной фазе [2].

Боевые действия в ходе проводимой Россией специальной военной операции сопровождаются массированной огневой мощью всех современных видов вооружений от ракет, реактивных и артиллерийских снарядов, мин до огнеметов типа «Пион». Все это вызывает разрушения и пожары одномоментно на больших площадях. Украинские вооруженные силы все чаще наносят удары по центрам МЧС Донецкой и Луганской Народных Республик, чтобы затруднить борьбу с пожарами, вызванными обстрелами гражданской инфраструктуры городов и других населенных пунктов.

В таких условиях возрастает значение системы государственного управления пожарной безопасностью, умелых действий профессиональных и добровольных пожарных формирований гражданского населения в противостоянии огню.

Исторический отечественный опыт формирования новой системы обеспечения пожарной безопасности в короткие сроки в первый год Советской власти подтверждает важность и значение умения населения действовать в таких сложных условиях и раскрывает недостатки в управлении пожарным делом.

Результаты исследования по проблеме продолжают серию публикаций в нашем журнале [3-5].

Управление пожарной безопасностью должно основываться на хорошо разработанной, адаптированной к конкретно-исторической обстановке правовой базе.

Но к 1918 году профессиональные пожарные команды, добровольные пожарные общества и дружины руководствовались положениями Пожарного устава, принятого еще в XIX веке.

Работа над новым Уставом была начата в 1913 году. Главный совет Императорского Российского пожарного общества (далее – ИРПО) утвердил комиссию под председательством сенатора М.А. Остроградского для подготовки проекта нового Пожарного устава, который к началу 1914 года был представлен Главному Совету ИРПО под названием «О пожарном уставе». Но вступление Российской Империи в Первую мировую войну остановило процесс его принятия на законодательном уровне.

Комиссия М.А. Остроградского разрабатывала и предложения по изменению отдельных статей Уголовного уложения Российской Империи (далее – Уложение), в части ответственности за поджоги или действия, приведшие к пожарам.

Уложение 1903 года стало последним кодифицированным уголовно-правовым актом Российской Империи, работа над которым длилась более двадцати лет. 30 апреля 1881 года по Указу Императора Александра II был образован Комитет для составления проекта нового Уголовного уложения. Редакционная комиссия в составе Комитета к маю 1895 года работу над проектом Уголовного уложения и восьмью томами объяснительной записки к нему завершила. Представленный в Государственный совет Российской Империи пакет документов изучался и корректировался в течение пяти лет с 1898 по 1902 год.

22 марта 1903 года Император Николай II утвердил Уголовное уложение в окончательной редакции из 37 глав, включавших в себя 687 статей. Но согласно его Указу срок вступления Уложения в действие должен был определяться особым распоряжением. Однако в целом Уложение так и не было введено в действие, а в силу в разные годы (1904–1906, 1909, 1911) вступили лишь отдельные его разделы: общая часть, некоторые главы из Особенной части о преступлениях против веры, верховной власти, о государственной измене, о должностных преступлениях [6, 7].

Такое положение дел с Уголовным уложением давало возможность работы комиссии Остроградского над предложением по ответственности за преступления в области пожарной безопасности, которые  предусматривались, например, п.п. 2, 3 ст. 582 Уложения [8].

Однако и эта работа была приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. Нужно было срочно решать такие неотложные задачи, как обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону; повышение качества противопожарной охраны учреждений и складов фронтов и ряд других.

И это должно было стать важным направлением в борьбе за обеспечение пожарной безопасности. Усилиями ИРПО в России приняли закон «О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии» от 6 августа 1916 года (далее – Закон).

Согласно Закону, Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. На предприятиях создавались комиссии для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности, в состав которых обязательно включались и специалисты пожарной охраны. Вместе с тем, новый Закон не устанавливал строгих норм по освещению, вентиляции, противопожарным разрывам, использованию строительных материалов и прочему.

Для понимания логики действий Российского Пожарного Общества – правопреемника ИРПО с марта 1917 года, и формирующихся после октябрьских событий 1917 года новых государственных органов управления следует обратиться к дореволюционному опыту.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в стране требовали более активного участия государственных структур. В этих целях в 1894 году в составе Министерства внутренних дел  (далее – МВД) был учрежден Страховой комитет и Отдел страхования и противопожарных мер. В 1904 году Главным управлением по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер и Отдел страхования и противопожарных мер.

Но звучные названия не соответствовали, что называется, штатному составу. Так, в Отделе по пожарному делу имелось лишь два сотрудника. Их было явно недостаточно, чтобы собирать, обобщать и анализировать сведения об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции в полном объеме.

Это побудило МВД в ноябре 1916 года увеличить численность Отдела страхования и противопожарных мер.

Пожары на фабриках и заводах, выпускающих военную продукцию, происходили регулярно из-за чрезвычайной пожароопасности производимой продукции. Попытки в законодательном порядке определить порядок проверок таких предприятий и даже создание при Отделе страхования и противопожарных мер МВД специальной комиссии успеха не имели.

Более или менее успешной была деятельность Комиссии при Морском министерстве под руководством П.К. Яворовского, пытавшейся скоординировать усилия всех министерств и ведомств в области пожарной безопасности.

Есть необходимость обратить внимание и на требования пожарной безопасности в строительстве, сформулированные в последнем в Российской Империи «Уставе строительном», поскольку пройдет достаточно времени, прежде чем в Советской России появится подобного рода документ.

В «Уставе строительном» 1900 года с изменениями и дополнениями на 1 июня 1903 года, прежде всего, в шестом и седьмом разделах и в Приложении к статье 185 сформулирован порядок получения разрешений на строительство и общие правила строительства с соблюдением правил противопожарной безопасности [9, 10].

Как выполнялись требования Устава строительного на практике наглядно демонстрируют события 11 августа 1917 года в Петрограде. Во второй половине дня над Малой Охтой взметнулся столб дыма и пламени, одновременно с чем последовал оглушительный взрыв. Чрезвычайная ситуация случилась на заводе самодвижущихся снарядов и светящихся ракет. Этот завод состоял из 18 строений, среди которых только одно (!) было каменным. Естественно, что к моменту прибытия первых частей Петроградской профессиональной пожарной команды вся территория представляла собой море огня. Следовавшие один за другим взрывы снарядов рушили здания и осложняли боевые действия пожарных. Пожар грозил уничтожить все здания вокруг завода. Среди жителей Малой Охты возникла паника. Но пожарным удалось укротить огненную стихию.

В 1918 году начался поиск оптимального механизма управления пожарной безопасностью в Республике.

15 февраля 1918 года в Народном Комиссариате Труда Российской Советской Республики обсуждала вопрос о постановке пожарного дела в стране. Было принято решение ходатайствовать перед Советом Народных Комиссаров Российской Советской Республики о создании специального государственного органа в виде пожарного комиссариата или пожарного совета, который бы занялся вопросами организации пожарной охраны в  Республике.

Совет Народных Комиссаров Российской Советской Республики (с принятием в июле 1918 года Конституции – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее – Совет Народных Комиссаров, Совнарком, СНК,  СНК РСФСР) возложил дело организации борьбы с огненными и другими бедствиями на Всероссийский Совет Народного Хозяйства Российской Советской Республики (далее – ВСНХ).

В апреле 1918 года состоялся Всероссийский съезд работников пожарной охраны. Одним из основных вопросов Съезда стал проект Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Делегаты Съезда внесли в него ряд дополнений и исправлений, направленных на  совершенствования противопожарного дела в Российской Советской Республике.

Проблемы руководства и координации деятельности в пожарной сфере, улучшения материально-технической базы служб пожарной безопасности, социальной защиты работников пожарного труда также были в повестке дня Съезда.

В наименование Народного Комиссариата по делам вносят изменения и уже в структуре Народного Комиссариата по делам и борьбы с огнем (далее – Комиссариат, Наркомпожстрах) создали Пожарный Совет под председательством Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова. В состав Пожарного Совета включили представителей разных наркоматов.

Организация противопожарной обороны в новых условиях на местах была возложена на городские и земские общественные самоуправления страны, в которых впоследствии создаются пожарные комиссии.

В структуре Пожарного Совета создали комиссию, которая подготовила проект законодательного акта «О реорганизации пожарного дела в России». Этот документ передали в созданный еще в январе 1918 года Народный Комиссариат по делам страхования, которому перепоручили функции обеспечения пожарной безопасности советского государства.

Но эти действия лишь повторяли то, что предлагалось ИРПО правительству Российской Империи пятнадцать лет назад, и потому поиск оптимального варианта государственного управления таким важным направлением, как пожарная безопасность, продолжался.

Главный Комиссар Комиссариата М.Т. Елизаров организовал серию консультативных совещаний. На первом консультативном совещании 6, 7 и 9 апреля 1917 года среди его участников были представители созданных Народных Комиссариатов, деятели страховых компаний, руководители Российского Пожарного Общества и пожарные специалисты.

В ходе работы удалось сблизить зачастую противоречивые позиции участников, прийти к общему согласованному мнению, подготовить докладную записку и проект постановления Совета Народных Комиссаров об организации государственных мер, призванных ограждать народное достояние Советской республики от пожарных бедствий.

В работе над документами помимо М.Т. Елизарова и его помощника В.К. Скворцова приняли участие председатель правления Российского союза обществ взаимного страхования от огня, созданного еще в Российской Империи, К.М. Яичков, заведующий Петроградским пожарно-техническим училищем (так с февраля 1918 года стали называться Курсы пожарных техников) П.К. Яворовский, член правления Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей Н.Г. Федотов, редактор-издатель журнала «Борьба с огнем и страхование» Д. Н. Бородин, член  Комиссариата Страхования А.Е. Порубин.

Руководители Российского Пожарного Общества С.Н. Цепов, Ф.Э. Ландэзен также представили свой вариант проекта законодательного акта по пожарному делу. Поступил Елизарову такой проект и из ВСНХ.

Вся работа по оформлению и передаче необходимой документации в Совет Народных Комиссаров была завершена 12 апреля 1918 года и М.Т. Елизаров подписал официальную записку Комиссариата за № 356 с приложением проекта Декрета.

В записке был обозначен государственный подход к решению вопроса упорядочения пожарного дела, представлен анализ последствий от пожаров, изложен перечень государственных мер борьбы с огнем. В ней, в частности отмечалось: «Частые и опустошительные пожары в деревянно-соломенной России издавна являются одним из величайших народных бедствий, с которым могут быть сравнимы по размерам причиняемого ущерба разве только неурожаи и пьянство.

Размер убытков, ежегодно причиняемых пожарами в России, к сожалению, не поддается точному учету, за отсутствием достаточно достоверных статистических сведений. По данным Центрального Статистического Комитета, средние пожарные убытки в России за 15-летие (1895-1910) определяются в сумме 112 млн рублей в год».

По мнению авторов записки истинные прямые убытки в стране до 1914 года составляли не менее 500 миллионов рублей в год. За последующее время в результате чрезвычайных ситуаций убытки уже исчислялись еще большими суммами. Поэтому «расстройство и нарушение нормальных условий работы хозяйства в результате опустошительных пожаров настоятельно требуют принятия самых решительных мер к усилению охраны народного достояния, что без активной помощи Советской власти добиться невозможно» [11].

«Решительные меры» в этом направлении уже принимались. Так, постановление Петроградской городской думы от 27 февраля 1918 года предписывало в целях обеспечения пожарной безопасности домовым комитетам и жильцам в трехдневный срок очистить колодцы ото льда, в двухнедельный срок переложить дрова от стен домов на расстояние не менее пяти метров.

Подготовленным на рассмотрение Совета Народных Комиссаров проектом Декрета обозначалась главная цель – «благоустройство страны в пожарном отношении, на что потребуется целый ряд лет, настолько в запущенном состоянии находится пожарное дело в большинстве городов и селений». Кроме того, обосновывалась необходимость «планомерности в деле строительства охраны народного достояния Российской Федерации».

Проект Декрета, разработанный в Петрограде, обсуждался в Москве на заседании Совета Народных Комиссаров 16 и 17 апреля 1918 года. В зале заседаний Совнаркома присутствовали руководители коммунистической партии и государства, представители Народных Комиссариатов и ВСНХ. В работе приняли участие председатель ВЦИК Я.М. Свердлов, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский, Народные Комиссары Г.В. Чичерин, Г.Н. Петровский, П.И. Стучка, А.Д. Цюрюпа, В.И. Невский, управляющий делами Совнаркома В.И. Бонч-Бруневич, секретарь Совнаркома Н.П. Горбунов и другие.

Совет Народных Комиссаров проект Декрета утвердил. На подлиннике Декрета стоит подпись Председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого (Бронштейна): «Утверждаю с изменениями Ленина».

Декрет в истории России стал вторым после «Наказа о городском благочинии» от 30 апреля 1649 года, законодательным актом, в котором задача борьбы с пожарами в стране ставилась на уровень общегосударственного значения. Предусматривалось осуществление комплекса «предупредительных и оборонительных» мер, начиная от разработки правил пожарной безопасности, подготовки специалистов пожарного дела, производства пожарной техники и завершая необходимостью рационального устройства пожарной охраны в государстве.

Таким образом были заложены основные направления государственного управления советской пожарной охраной на последующие десятилетия [12].

В условиях разворачивающейся гражданской войны и иностранной интервенции Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем и все существующие при нем учреждения реорганизуются в Пожарно-Страховой отдел ВСНХ РСФСР, возможности которого были крайне ограничены по объективным обстоятельствам.

Проблемами противопожарной защиты должны были заниматься и подразделения противовоздушной |обороны, созданные в феврале 1918 года.

Создание этой структуры было вызвано начавшейся иностранной интервенцией. Германские войска перешли в наступление и на широком фронте вторглись вглубь территории России. Угроза нависла над Петроградом. Для борьбы с германской авиацией в городе и была задействована воздушная оборона, которой руководил Народный Комиссар по военным делам Н.И. Подвойский.

В состав воздушной обороны Петрограда входили авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. Был сформирован Штаб воздушной обороны города. Штаб информировал командование и население о воздушной обстановке, организовывал в городе и окрестностях сеть наблюдательных пунктов. Населению выдавались защитные маски, противогазовая жидкость и памятки с рекомендациями, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Были открыты курсы первой медицинской помощи.

Под руководством Штаба домовые комитеты осуществляли противопожарные мероприятия, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, обеспечивали светомаскировку. О воздушном нападении население оповещалось сиренами и гудками предприятий. Порядок действия рабочих и населения во время налета определялся инструкцией.

Тем самым было положено начало созданию государственной структуры, из  которой в дальнейшем формировались части и подразделения местной противовоздушной обороны (далее – МПВО), в функции которой входила и противопожарная защита населения и материальных ценностей.

В ряду предпринимаемых мер новой власти отметим и Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1918 года об учреждении Всероссийской эвакуационной комиссии (далее – Эвакокомиссия, ВЭК) под председательством А.Г Шляпникова. Перед ВЭК ставилась задача эвакуации населения и объектов страны из угрожаемой зоны при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Пожарный Совет приступил к реализации на практике отдельных положений Декрета.

Так, 10 мая 1918 года по его инициативе в соответствии со ст. 18 Декрета, Комиссариату страхования и борьбы с огнём были переданы специальные средства бывшего Министерства внутренних дел в размере 1,2 миллиона рублей, предназначавшиеся для финансирования программы государственного управления пожарной деятельностью.

18 мая 1918 года Комиссариат страхования и борьбы с огнём принял Постановление о преобразовании Петроградского пожарно-технического училища в высшее специальное, техническое учебное заведение – Пожарно-технический институт. На его содержание в 1918 году Совнарком выделил 588 тысяч рублей. Институту предоставлялось право беспошлинно выписывать из-за границы необходимые учебные и наглядные пособия, приобретать инструменты и приборы. Слушатели освобождались от воинской службы, а по окончании института им присваивалось звание инженера по пожарным специальностям.

24 мая 1918 года было принято решение об организации при Пожарно-техническом институте лаборатории и испытательной станции. На эти цели было запланировано 263 тысячи рублей [13].

Тяжелые времена переживала Советская Россия при зарождении нового общественно-политического строя. С мая 1918 года до ноября 1920 года она представляла собой огненную территорию, в которой гибли люди и материальные ценности. Усилия Эвакокомиссии, подразделений и добровольных формирований противопожарной службы были малоэффективны.

Но пожарные, в основном усилиями еще сохранявшихся добровольных пожарных обществ, в чрезвычайной военной обстановке продолжали борьбу с пожарами.

Меры по повышению оперативности пожарной охраны на местах были намечены в Циркуляре  Комиссариата страхования и борьбы с огнём от 20 июня 1918 года. В нем указывалась необходимость всем советам депутатов произвести осмотр находящихся в их ведении пожарных обозов и инструментов, пожарной сигнализации, водопроводов [14].

Для предотвращения распространения массовых пожаров были приняты чрезвычайные меры. В июне 1918 года Комиссариат страхования и борьбы с огнём, Народный Комиссариат Внутренних Дел (далее – НКВД), Комиссариат по военным делам в этих целях объявляли, что в условиях осадного положения не допустима мобилизация пожарной техники, запрещалось под страхом суда вмешиваться в распоряжения руководителей пожаротушения.

18 июля 1918 года Комиссариат страхования и борьбы с огнём направил в СНК проект Декрета об уголовной ответственности владельцев частных и руководителей государственных предприятий, нарушающих обязательные постановления по противопожарной защите фабрик и заводов.

Постановлением Народного Комиссариата Труда «О наказе инспекции труда» от 31 июля 1918 года, предусматривался комплекс противопожарных мер в промышленных зданиях.

Комиссариат Страхования и борьбы с огнем разработал и 27 сентября 1918 года издал «Положение о местных органах противопожарного надзора». Документ устанавливал возможность создавать в городах с населением свыше 10000 человек местные пожарные комитеты, на которые возлагались функции противопожарного надзора.

Первая Всероссийская конференция профессионального союза работников пожарной охраны, проходившая в октябре 1918 года, была призвана содействовать распространению и реализации механизма противопожарного надзора, выработанного в «Положении о местных органах противопожарного надзора», утвержденного на сессии Пожарного Совета 27 сентября 1918 года, в противопожарную практику [15].

Для планомерного руководства деятельностью пожарных организаций и для правильного учета сил и средств, которыми располагала республика в борьбе с пожарами, Комиссариат Страхования и борьбы с огнём в начале октября 1918 года провел учет всех действующих профессиональных и добровольных пожарных организаций страны.

5 октября 1918 года всем областным, губернским, уездным и городским исполкомам был направлен Циркуляр, принятый совместно Комиссариатом страхования и борьбы с огнём и НКВД РСФСР. В нем предписывалось до 30 ноября 1918 года организовать при исполкомах местных советов особые комитеты для планомерной борьбы с пожарным бедствием и установления надзора за состоянием пожарной охраны. То есть требовалось выполнять зафиксированные в указанном положении требования. Этой работой должны были заниматься губернские, уездные, городские, волостные пожарные комитеты.

Но 1918 год завершался потерей значительной части территории РСФСР Советской властью, а отсюда и невозможностью реализовывать принятые решения.

Таким образом, новое государство – Советская Российская Республика – РСФСР, входила  в новый исторический период своего развития в период кризиса управления пожарным делом в стране. Это потребовало принятия экстренных мер ввиду серьезных и опасных для нового государства проблем в обеспечении пожарной безопасности.

В первый год Советской власти государством были предприняты меры по формированию новой системы управления пожарной сферой.

Эта деятельность включала в себя определение государственного органа с функциями организации и руководства пожарным делом в стране – Комиссариата страхования и борьбы с огнём.

Формирование правовой основы деятельности в пожарном деле ограничилось разработкой и изданием в апреле 198 года Декрета Совета Народных Комиссаров Советской Российской Республики «О реорганизации пожарного дела в России», постановлений, циркуляров и воззваний.

Декрет 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем» обозначил основы новой системы управления пожарным делом, определил принципиальные задачи пожарной охраны, основные направления профилактической работы.

В разработке Декрета принимали участие и специалисты Российского Пожарного Общества, поэтому в числе других направлений развития пожарного дела обозначена и государственная поддержка добровольного пожарного движения.

Во многом действия новой власти были направлены на реализацию того, что предлагалась ИРПО – впоследствии Российским Пожарным Обществом.

Реализация заложенных в этих документах идей и мер была значительно затруднена разворачивающимися боевыми действиями практически на всей территории государства.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Лукин В.Н. Пожарная безопасность: опыт подготовки населения к действиям в военное время // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2022. №2 (38).
  2. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 17.06.2022).
  3. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Государственное управление пожарным делом: страницы истории // Credo new. № 3 (107). 2021.
  4. Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Курсы пожарных техников: история создания // Сredo-new. 2021. № 4.
  5. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. 1917 год: кризис управления пожарной безопасностью // Сredo-new. 2022. № 2.
  6. Мацкевич И.М. 22 марта 1903 года утверждено Уголовное уложение России. URL: http://crimescience.ru/?p=20907 (дата обращения: 17.06.2022).
  7. Мусиенко Т.В. Добровольная пожарная охрана: Императорское Российское пожарное общество. Монография / Серия «Добровольная пожарная охрана: вековые традиции». СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2021. Вып. 2. 220 с.
  8. Уголовное уложение. Свод законов Российской Империи. URL: http://libris.club/своды-законов-российской-империи/67 (дата обращения: 17.06.2022).
  9. Уставъстроительный (измененный и дополненный узаконениями, обнародованными по 1 июня 1903).Св. зак. т. XII, ч. 1, изд. 1900. 242 с.
  10. Лепехин А.Н. Белев. Материалы к истории. 2013. 830 с.
  11. Огненное страхование (История создания обществ и компаний страхованияот огня) / Артамонов В.С., Виноградов В.Н., Миляев А.А., ЩабловН.Н.; Под общ. ред.: Уткин Н.И. – С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ин-та ГПС МЧС РФ, 2004. 258 с.
  12. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об организации государственных мер борьбы с огнем. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М., 1942. С. 445-449.
  13. Щаблов Н.Н., Виноградов В. Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007. 687 с.
  14. Пожарная служба в годы революции и Гражданской войны. URL: https://70.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/sily-i-sredstva/ (дата обращения: 07.04.2022).
  15. Комиссариат Страхования и борьбы с огнём. URL: https://вдпо.рф/enc/komissariat-strakhovaniya-i-borby-s-ognem (дата обращения: 20.06.2022).

 194 total views,  2 views today