Тулаганова Мухайё Кутумбековна. Диалектические посылки Фараби в контексте современной теории аргументации

Тулаганова Мухайё Кутумбековна

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,

старший научный сотрудник

Ташкент, Узбекистан

Tulaganova Muhayyo,

The Uzbekistan National University named after Mirzo Ulugbek,

Senior scientific researcher,

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – mtulaganova@mail.ru

УДК 1.(091)

Диалектические посылки Фараби в контексте современной теории аргументации

 

Аннотация: Фараби рассматривал диалектику как «тренировочное искусство» для достижения победы в споре, для подготовки человека к занятиям теоретической наукой, основанной на достоверном знании и в принятии правильного решения в повседневной жизни. Рассудительность, ум и сообразительность помогают человеку находить правильные диалектические посылки в том, в чём обычно мнения расходятся. Благодаря этим качествам и при правильном применении диалектики, люди всегда могут достичь предельной истины.

Ключевые слова и фразы: диалектика; спор; диспут; суждение; искусство; посылка; знание; метод; способ; рассуждение; вопрос; ответ;бытие; доказательство.

Dialectical premise Farabi in the context of the modern theory of argumentation

 

Summary: Farabi considered the dialectics as “burn-in art” for achievement of the victory in dispute, for preparing the person to occupation by theoretical science, founded on reliable knowledge and in taking the correct decision in everyday life. The Prudence, wit and cleverness help the person to find correct dialectical premise in that, in than usually opinions are spent. Due to this quality and under correct using the dialectics, people always can reach the limiting truth.

Keywords and phrases: dialectics; debate; dispute; judgments; art; premise; knowledge; method; way; discourse; question; answer way of life; conclusive.

Диалектические посылки Фараби в контексте современной теории аргументации

 

Абу Наср ибн Мухаммад Фараби, является одним из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Ему принадлежат более 160 произведений, относящиеся к различным отраслям науки. Его по праву называют ученым-энциклопедистом за его труды в области философии в частности логики, музыки, медицине, этике, психологии и естествознанию. Фараби принадлежит первая классификация наук, известных в то время. За глубокое знание греческой мудрости, за энциклопедический ум и большой вклад в дальнейшее развитие науки Фараби получил титул «второго учителя», «Аристотеля Востока».

Известно, что диалектику как метод познания Аристотель раскрывает в своём произведение «Топика». Там он подходит к диалектике как к методу, с помощью которого можно получить истинное заключение из вероятностных посылок. Аристотель обосновывает тезис о том, что диалектические положения могут быть перенесены и на другие науки, что они должны соответствовать принципам наук. Диалектика не касается какой-либо одной науки, а является общей для различных областей знания. Если Аристотель считал, что основной целью диалектики является опровержение высказываний, то Фараби отмечает, что не менее важной целью диалектики является доказательство. На примерах он показывает, что целью диалектического силлогизма является изучение мыслительной деятельности человека, выявление противоречий в суждениях и их преодоление. Следовательно, это и есть единственный путь, ведущий к истине.

Искусство диалектики Фараби относит к философии, призванной выработать способности ума к нахождению сомнительных мест и поиску истины. Он подчеркивает значимость диалектики, которая, является тренировкой и дает человеку способность вырабатывать диалектические силлогизмы и выставлять их в любое время по его желанию. Диалектика не только подготавливает к усвоению других наук, но и делает достоверными и доказательными исследуемые в них положения.

Огромной заслугой Фараби является выявление, определение и классификация видов диалектических посылок (суждений).

Итак, диалектические посылки – это общепринятые суждения, которые «воспринимаются только как воззрения»[1] и применяются без проверки и являются первоначалами искусства диалектики. Их предметы являются общими (универсальными), потому что их предметы – явления, изучаемые на протяжении определённого промежутка времени и исчезающее по истечению времени, поэтому неизвестно, каково их состояние после их исчезновения. И неизвестно, действительно эти знания соответствуют их содержанию или нет. В них не даётся больше знания, чем то, что знают все люди о них. Также мы соглашаемся с людьми, о которых имеем хорошее мнение, и полностью верим в их доводы (не имея сведения о них ни в каком отношении).

Фараби выделяет десять видов диалектических посылок, самые доказательные их них, он считает суждения, которые содержат принятые всеми или абсолютным большинством. Ценность диалектических посылок возрастает в зависимости от количества людей, воспринимающих их. Конечно, наиболее полно мы будем верить во взгляды тогда, когда оно является правильным взглядом всех людей. Взгляды, в которые мы верим в умопостигаемых вещах, могут быть взглядами только одного человека или группы людей. Это и есть приемлемые воззрения (взгляды с которыми соглашаются). А те взгляды, которые могут быть воззрением всех людей, есть общепринятое воззрение.

Каждый раз, когда наши собеседники будут в большинстве, мы будем верить им больше, и это уверенность в сообщаемых ими свидетельствах и взглядах будет больше, и согласие наше с ними будет крепче, и возрастёт к ним в нашей душе доверие и вера в правдивость их слов. Наше согласие с ними будет зависеть от увеличения числа сообщающих нам о вещах, которые они видели сами или у них сложилось какое-то мнение о них.

Следовательно, из этого можно сделать вывод, что диалектические суждения вырабатываются у человека только при наличии физического здоровья и логической речи. Фараби утверждает, что общепринятые диалектические посылки бывают этического характера и содержат поступки, общие для всех народов, в них не сомневаются и они не подвергаются опровержению.

Посылки, несущие общепринятые знания – это такие «знания, которые познаются и воспринимаются постепенно одна за другой, и на которых воспитываются дети всех народов»[2], независимо от традиции и обычаев проживающих в той или иной местности. На основании этих посылок уживаются друг с другом различные народы между собой, несмотря на отдалённость их городов, различие их нравов и языков, результатом, которого является международное согласие и религиозная толерантность. И на основании, которых люди общаются между собой, предпринимают совместные действия. Воспитание детей основывается на одних и тех же этических нормах и ценностях, что и во всём мире. Мы приводим одинаковые примеры своим детям для подражания, так же все родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими людьми, и приносили пользу обществу.

Итак, общепринятые посылки, являются первоначалами в искусстве диалектики, суть этих вещей, есть общие непроверяемые знания. Это такие общие знания, которые принимаются, (с которыми соглашаются) и в которых убеждены, что они именно такие, какими являются, и которые применяются без другого знания кроме этого.

А посылки, содержащие достоверное знание, являются первоначалами теоретических наук. Это и есть общие посылки, совпадающие с существующими вещами, с которыми мы соглашаемся и в которые верим. Мы также можем использовать их, исходя из значения самого достоверного знания на основе его совпадения с существующими вещами. И если случайно в отношении этих посылок имеется одинаковое мнение других людей, которые свидетельствуют об их правильности, то это еще не увеличивает нашу веру в их истинности, и от этого достоверное знание, содержащееся в них, не должно быть сильнее. Мы также не должны соглашаться с ними и применять эти знания из-за того, что о них существуют положительное мнение, а напротив, мы должны исходить только из нашего разума.

Посылки, содержащие научное знание, истинны в том отношении, что их знание получено через субстанциональное (сущности), а не через акцидентальное (свойства). «Посылки, содержащие общепринятое знание, истинны в том отношении, что они общеприняты, а истинное в них получено через акцидентальное, а не через субстанциональное»[3]. Отсюда, можно выделить посылки, которые используются в качестве, начал это: 1) посылки, несущие приемлемое знание (посылки с которыми соглашаются); 2) посылки, несущие общепринятое знание (посылки и взгляды принимаются и применяются без их испытания и опробования); 3) посылка, несущие чувственное знание (через все органы чувств человека); 4) посылки, несущие достоверное знание (аксиомы). Но однако, не всегда можно отличить посылки содержащие общепринятое известное знание, от посылок, содержащих достоверное знание. Поэтому средством проверки правильности посылок будет то, что нужно найти общепринятые посылки совпадающие с ними. Первые посылки, несущие достоверные знание, имеют в качестве проявлений своих предметов чувственное знание в том смысле, что они являются первыми общепринятыми посылками. Из этого следует, что нужно сделать посылки, несущие общепринятые знание, первоначалами и сделать посылки, содержащие достоверное знание, общими для всех людей в целом. Из этого мы получаем виды посылок, которые используются как первоначала, их три: 1) посылки, содержащие чувственное знание; 2) посылки, содержащие приемлемое знание (с которым соглашаются); 3) посылки, содержащие общепринятое знание.

Обычно люди предпочитают посылки, содержащие чувственные и общепринятые знания, посылкам содержащим приемлемое знание в отношении их положения и главенства. Считалось, что посылки, содержащие приемлемое знание, испытываются и исправляются путём посылок несущих чувственные и общепринятые знания. Посылки несущие общепринятое знание, были более специфичными для человека, в отличие от посылок, несущих чувственное знание, потому что чувственное является общим для людей и животных, а посылки, несущие общепринятое знание, относится только человеку, обладающему разумом. Суть этих посылок – умопостигаемые вещи. «Аргументы, составленные из этих посылок, несущих общепринятое знание, суть аргументы разума»[4].

Посылки, несущие чувственное знание не используются как начала в диалектике, потому что их предметы являются проявлением частности. Они используются только в индукции для подтверждения общих посылок, но сами не являются посылками, а только используются в качестве проявления своих предметов чувственного знания и входят в состав посылок несущих общепринятое знание.

Взгляды, несущие общепринятые знания, бывают двух видов: 1) содержащие похвалу и предпочтение; 2) содержащие порицание и осуждение, известные всем. Это и есть дурные взгляды. Эти взгляды так же противоположны друг другу в общепринятом знании, как противоположны друг другу истинное и ложное в научных суждениях. «Истинное в научном знании равно похвале и предпочтению в диалектике, а ложное в научном знании равно нечестному т.е. эристике – это когда спор ведётся нечестным путём в диалектике»[5].

Таким образом, диалектическая посылка – это суждение, которое принято получать путём вопроса для того, чтобы сделать его частью силлогизма, путём нахождения в диалектике опровержения какого-либо высказывания отвечающего. В диалектические посылки входят: 1) посылки, содержащие воззрения принятые всеми людьми; 2) посылки, содержащие общепринятые большинством людей воззрения, и при отсутствии возражений к ним со стороны остальных людей; 3) воззрения, общепринятые у всех просвещённых людей: мудрецов, учёных и философов, но при отсутствии возражений к ним со стороны широкой публики; 4) воззрения, общепринятые большинством мудрецов, учёных и философов (при отсутствии возражений против них со стороны остальных людей из широкой публики); 5) воззрения, общепринятые у людей, находящихся по глубине умственного развития на первом месте и знаменитых своим совершенством, но при отсутствии возражений даже со стороны одного из совершенных людей, а не со стороны широкой публики;6) воззрения, получаемые в каждом искусстве, которые собирают его представителями; 7) воззрения, которые приобретаются самыми совершенными из числа представителей каждого искусства, при отсутствии возражений; 8) посылки, предикаты которых известны в частях их субъектов или в большинстве их субъектов, правильность которых в целом подтверждается во многих известных вещах, также являются диалектическими посылками;9) суждения, копирующие общепринятые вещи, когда они употребляются вместе со своими копиями; 10) посылки, в которых существование определённой вещи в какой-либо другой вещи общеизвестно, но отрицание противоположности этой вещи в той другой вещи также является общеизвестным, когда употребляется вместе с первой.

Из перечисленных диалектических посылок, на первом месте находятся посылки содержащие воззрения общепринятые всеми или большинством людей. «Это значит, что воззрения философов, мудрецов и учёных, заслуживающие веры, стали диалектическими посылками только из-за того, что приняты всеми или большинством людей. Лишь из-за этого, воззрения этих людей должны приниматься и заслуживать веры»[6]. Так же обстоит дело и с воззрениями, которые свойственны искусствам. Они становятся диалектическими посылками, потому что приняты всеми. Это становится аргументом для того, чтобы человек принял то, что сам не познал, и высказывания учёного познавшего это. Поэтому принимаются воззрения учёного, который является совершенным в этом искусстве. Фараби утверждает, что необходимо знать о том, что философы, учёные и представители искусства (самые совершенные из них) приобретают свои воззрения (знания), или только путём силлогизма, или посредством опыта.

Эти воззрения стали содержанием диалектических посылок не из-за того, что они приобретаются путём силлогизма и опыта, а потому что являются воззрениями именно этих людей. Или дело обстоит так, что эти воззрения берутся путём добавления их к тем, которые являются только их воззрениями, которые в состоянии давать заключения. Эти посылки и есть диалектические посылки, которые получаются путём добавления к искусству диалектики и к диалектикам, а не посредством добавления к этим людям и к их искусствам.

Приемлемыми посылками считаются те существующие воззрения, которые наблюдаются во всех вещах или в большинстве их, и они берутся как общие. Однако не найдётся ни один человек, который признал бы их, из-за того, что они общие и верил бы в их истинность, потому что они наблюдаются и воспринимал всё то, что укрывалось от его наблюдения как подобное тому, что наблюдалось. Следовательно, эти посылки берутся как общие.

Таким образом, Фараби рассматривал диалектику как «тренировочное искусство» для достижения победы в споре, для подготовки человека к занятиям теоретической наукой, основанной на достоверном знании и в принятии правильного решения в повседневной жизни. Но для этого человеку необходимы такие способности (силы) как рассудительность, ум и сообразительность. Эти способности помогают человеку находить правильные диалектические посылки в том, в чём обычно мнения расходятся. Разум человека во многих случаях попадает в заблуждение не умышленно, а «сам того не сознавая»[7], и поэтому нужно ставить человека в такое положение, в котором бы он сталкивался с противоречием в суждениях, и смог бы правильно разрешить их. Из этого следует, что нужно воспитывать в человеке те качества и способности, с помощью которых он мог бы отличить добро от зла, прекрасное от безобразного и т.д. Следовательно,   мы приходим к такому выводу, что люди в состоянии принимать правильные решения только благодаря рассудительности, уму и сообразительности и конечно, при правильном применении диалектических посылок.

Учение Фараби является продуктом средневековой эпохи, которое творчески соединила в себе всё ценное, что было в предшествующих логических системах. Он глубоко познал идеи Аристотеля и сумел не только обобщить несистематизированные положения, но и всесторонне развить эту науку. Идеи Фараби и многие другие мировоззренческие проблемы, которые разрабатывались им, получили дальнейшее развитие в произведениях его непосредственных идейных последователей – выдающихся мыслителей Востока Ибн-Сины, Ибн-Рушда и др. Они в своих произведениях, посвящённых вопросам логики и теории познания, следуют традициям Фараби и рассматривают логику как метод достижения истины. Благодаря их многочисленным трудам логическая система Фараби стала известна учёным средневекового Востока и Запада.

 

[1] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата:.Наука, 1985. С.373.

[2] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата: Наука, 1985. С.378-379.

[3] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата: Наука, 1985. С.376.

[4] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата: Наука, 1985. С.378.

[5] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата: Наука, 1985. С.379.

 

[6] Фараби. Историко-философские трактаты // Диалектика. Алма-Ата: Наука, 1985. С.493.

 

[7] О логическом учении аль-Фараби//Бурабаев М.С., Иванов А.С., Харенко Е.Д. и др. Алма-Ата: Наука, 1982. С.130.

 

Loading