Кабанов Андрей Александрович. Предыстория информатики и интеллектуальные цифровые технологии

 

Кабанов Андрей Александрович

Федеральное государственное бюджетное

 образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

 и ликвидации последствий стихийных бедствий»

кандидат юридических наук, доцент

Kabanov Andrei Aleksandrovich

Federal State educational institution

 of higher education budget

“St.-Petersburg University

 of the State fire service

of the Ministry of the Russian Federation

for civil defence, emergencies and disaster management”

candidate of juridical sciences, Associate Professor

Email: akabanov@inbox.ru

 

Предыстория информатики и интеллектуальные цифровые технологии

Аннотация. Автор в свете применения интеллектуальных цифровых технологий анализирует историко-философские вопросы развития информатики как фундаментальной науки, социокультурный цикл и влияние интеллектуальных цифровых технологий на человеческую деятельность.

Ключевые слова: информатика, фундаментальная наука, информация, интеллектуальные цифровые технологии, социокультурный цикл.

 

Background of computer science and intellectual digital technology

Abstract: The author, in light of the application of digital technologies, analyzes the historical and philosophical context of the problem of the development of computer science as a fundamental science, the sociocultural cycle and the impact of digital technologies on human activity.

Key words: computer science, basic science, information, intellectual digital technologies, sociocultural cycle.

 

Как известно, слово «информатика» является составным из французских слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика). Оно пришло к нам из Франции, и не сразу стало применяться в нашей стране. Лишь с середины 1970-х годов термин «информатика» стал привычным и повседневным. В современном понимании информатика – это наука о преобразовании информации посредством цифровых технологий. Причём эти технологии с каждым годом становятся всё более и более интеллектуальными. Преобразование информации предполагает операции по её сбору, хранению, переработке, передаче и отображению. В англоязычных странах применяется аналогичный термин – Computer Science, т.е. наука о компьютерах. Как известно, информация это «феномен физической реальности, равнозначный по своему уровню таким феноменам, как вещество и энергия» [1, с. 5].

Вот, к примеру, одно из многочисленных определений информатики и её предмета: «Информатика – это техническая наука, изучающая компьютерные технологии, информацию, её свойства, а также методы её выявления, преобразования, и использования. Предметом информатики является информация, её свойства, процессы её сбора, переработки, хранения и использования» [2, с. 5].

На планете Земля в XX веке началась и продолжается очередная «информационная революция», внешним проявлением которой является достижение радиоизлучения планеты, приближающегося по яркости к Солнцу. «Земля превращается в информационную звезду» [3, с. 5]. Как отмечал И.С. Шкловский, «яркостная температура» Земли на метровых волнах, обусловленная работой телевидения, близка к сотням миллионов градусов, что в сотни раз выше «радиояркости» Солнца на этих волнах в периоды, когда на его поверхности нет или почти нет пятен [4, с. 196; 5]. Это – оценка более чем тридцатилетней давности! Понятно, что к настоящему времени яркость Земли указанном диапазоне стала ещё больше. Проявление этой информационной революции приводит к тому, что многие люди уже не могут обойтись без автоматизированных информационных систем, социальных сетей, фото- и видео-коммуникаций, без интеллектуальных цифровых технологий.

В данной статье рассматривается предыстория информатики и её развитие до современных интеллектуальных цифровых технологий.

Объектом изучения информатики является информация. Следует учитывать, что отношение к термину информация в последние годы быстро меняется.

Информацию человек принимает от внешнего мира с помощью своих пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и вестибулярным аппаратом. К этому можно добавить, пожалуй, ещё неосознаваемое потребление информации на молекулярном уровне в процессе переработки пищи. Кроме того, следует иметь в виду наличие у любого живого объекта, даже вируса, генетической информации, количество которой несоизмеримо больше того, что он воспринимает извне посредством органов чувств за всю свою жизнь. Тем не менее, наибольшую часть сознательно анализируемой информации человек получает посредством зрения и слуха.

Известно [6, c. 221.], что соотношение площадей сенсорной коры головного мозга зрительной и слуховой областей составляет примерно как 100:1. То есть, зрение является основным источником информации человека о внешнем мире. Старинная китайская премудрость гласит: «Одна картина может сказать больше, чем десять тысяч слов» [7, с. 80.]. Канал словесной (вербальной) информации очень узок и медлителен: с помощью слов человек может воспринимать и передавать не более 16 единиц информации в секунду. А зрительная и слуховая информация, воздействующая непосредственно на наши органы чувств, может достигать гигантской величины – миллионов единиц в секунду [7, с. 81.]. Воспринимающие информацию клетки глаз работают параллельно. Не случайно средства массовой информации бóльшей частью ориентируются на зрение: газеты, журналы, книги, телевидение, интернет-блоги, электронные средства массовой информации; и лишь отчасти на слух: радио и телевидение, концерты, собрания, конференции и митинги.

В последние годы во всём мире всё чаще звучит слово ИНТЕРНЕТ. Что это? Глобальная компьютерная сеть. Но ведь ещё сравнительно недавно, 35-40 лет назад (в конце 1980-х годов), в числе сетей передачи данных (Telenet, Tymnet, Arpanet, Cybernet, Infonet, DCS, PCI, Nasdaq, Merit, Mark, TUCC) о ней даже не упоминалось [8, с. 165-179].

Слово Internet может звучать по-разному для разных людей. Для одних – это компьютерная сеть, для других – это миллионы людей, которые оказались связанными с этим загадочным словом. Для кого-то это даже «виртуальные браки» – явление, никак не укладывающееся в представления о семейном праве, также как и понятие «виртуального лица» – пока невозможное в современном праве [9]. Интернет – это самое быстрорастущее творение на нашей планете, совершенно непредсказуемое и чрезвычайно трудное для описания, но достаточно простое для реального использования. Это – мир, где электронная почта давно уже является безнадёжно устаревшей модой. Архитектура Интернета полностью децентрализована. Она основана на идее сохранения непрерывности коммуникаций даже в случае термоядерной войны. Это – буйная коммуникационная анархия, разрастающаяся быстрее, чем трава на дороге в тропиках [10, с. 6-7]. Уже несколько лет автору не попадались на глаза студенты, не имеющие при себе смартфона или айфона с выходом в Интернет. Нет проблемы провести занятия дистанционно, например, в виде вебинара, теста или проверки контрольных и курсовых работ. Даже дипломные работы часто обсуждаются по электронной почте. Практически каждый, кто пытается понять Internet, поступит разумно, если не будет принимать термины слишком серьезно или пользоваться ими слишком долго. Также нет смысла говорить о «направлении» или «уклоне» этой информационной супермагистрали [10, с. 6-7].

С точки зрения растущего влияния информационных технологий на все сферы человеческой жизнедеятельности важно рассмотреть предысторию возникновения информатики как фундаментальной науки и проблемы её современного развития.

Люди отличаются от других известных нам живых существ тем, что обмениваются между собой не только образной, запаховой, тактильной, но и вербальной (знаковой) информацией. Основу её представляет естественная речь. Безусловный, условный рефлекс, высшая нервная деятельность – эти этапы информатизации живых существ в последнее время переживают новое качественное изменение. Утверждения о прецедентах вербального общения других животных носят фрагментарный и гипотетический характер. Хотя вообще общение характерно для многих живых существ, в том числе растений и одноклеточных организмов.

Первым этапом появления качественных отличий людей от других живых существ обычно считают использование орудий труда, охотничьих ям и огня, созданного руками человека (в виде костра, горящей лучины и т.п.). Для некоторых орудий труда удаётся определить время их создания. Наскальные рисунки, то есть изобразительное искусство, вероятно также имеет историю времён создания орудий труда. Во всяком случае, не представляется возможным их создание без орудий труда, например камней, обработанных посредством сколов, для нанесения царапин на стенах пещер, а также красок для лучшей видимости этих картин.

Второй этап качественного изменения человечества связывают с появлением устной речи. Сколько сотен тысяч или миллионов лет назад появилась членораздельная речь, пока определить не представляется возможным.

Есть оценки, что «поэзия является самой древней из наук» [11; 12], однако до появления письменности найти доказательства появлению членораздельной речи именно в то время особенно затруднительно. Не исключено, что поэзия появилась задолго до письменности.

Третий этап определяют по появлению письменности. «Шесть тысяч лет назад технология регистрации на материальном носителе символьно кодированной информации о накопленных знаниях достигла того уровня, с которого ведут отсчет эры письменности» [13, с. 101]. Однако первой информационной революцией Г.Р. Громов считает книгопечатание [13, с. 102-105, 169-172].

Так называемые «новые информационные технологии» [14, с. 3-15], базирующиеся на информатике – цифровой обработке информации, теленетике [15] – связи и коммуникациях, развиваются настолько быстро, что новыми их называть можно лишь по отношению к совершенно старым бескомпьютерным технологиям, хотя бескомпьютерные технологии до сих пор продолжают применяться для информационного обмена. Среди новых цифровых технологий особенно быстро развивается беспроводная связь.

Согласно известным археологическим исследованиям [16], логично предположить, что первый обмен информацией происходил на примерах для подражания или устно в рамках семьи – от отца к сыну, от матери к дочери. По мнению Г.Р. Громова «На ранних этапах развития цивилизации профессиональные навыки передавались в основном личным примером исполнения производственных действий…» [13, с. 99]. За пятьдесят тысячелетий исторического развития мы достигли возможности обмена информацией любого человека на планете с любым другим независимо от их географического расположения. Конечно, для этого необходимо использование посредников – интеллектуальных цифровых технологий, информационных сетей на базе компьютеров и средств коммуникации, а также элементарной (в том числе компьютерной) грамотности. Но сам факт наличия такой возможности символизирует качественное состояние человечества, пока ещё не вполне осознанное людьми. Фактически уже имеет место «распределённый интеллект» [13, с. 208], то есть системное явление (в том числе так называемая «эмерджентность»), когда целое (система) имеет свойства, дополнительные к сумме свойств элементов, входящих в систему (в данной ситуации – отдельных интеллектов разных людей). «В теории систем эмерджентностью называют наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам (как в отдельности, так и в их сумме)» [17].

Человек – существо общественное и вне общения с другими людьми не вполне может называться человеком. Однако общение людей может быть как непосредственным, так и опосредованным, как непрерывным, так и периодическим. Так, например, «литературный герой» Робинзон Крузо на необитаемом острове не прекращал общения с людьми, иначе он перестал бы быть человеком. Другое дело, что это общение было опосредованным выловленными в океане предметами человеческого труда, продуктами своего труда, самодельным календарем и дневником, который «я вел аккуратно, пока у меня были чернила» [18, с. 70]. Многое в книге основано на реальных событиях.

Появление примерно 50 тысяч лет назад наскальных рисунков («Некоторые наскальные рисунки 50000-летней давности, обнаруженные в Ираке, содержат следы шафрана» [19, с. 140]), а затем письменности и книгопечатания стало важнейшими этапами информатизации человечества, становлением сначала коллективного, а впоследствии и общечеловеческого разума. Знания, накопленные человечеством, хранятся в книгах, картинах, архитектуре, музыкальных произведениях, кино, аудио- и видеозаписях и т.п. Но это – «застывшие», закодированные знания, понятные лишь человеку, да и то лишь умеющему читать или как-то иначе воспроизводить и воспринимать эту информацию. В этих знаниях отражается естественный человеческий интеллект, опыт многих поколений разных людей.

Качественно новый этап развития человеческой цивилизации наступил с изобретением электронных цифровых вычислительных машин (компьютеров) и, соответственно, с появлением информатики и информационных технологий. Этот этап характеризуется активностью знаний, имеющихся в памяти компьютеров. Ясно, что не вся информация, хранящаяся в памяти компьютеров, активна. Но и в человеческой памяти большая часть знаний «дремлет» до появления в ней потребности. Активную информацию, вынуждающую компьютер производить действия, оцениваемые человеком как интеллектуальные, принято называть термином «искусственный интеллект». С разработкой и распространением компьютерных сетей, локальных и глобальных, появилась возможность говорить о качественно новом явлении в природе – распределённом искусственном интеллекте.

Смысл работ по созданию и совершенствованию распределённого интеллекта состоит в том, что перед человечеством возникают проблемы настолько высокой сложности и важности, касающиеся выживания человечества и даже существования биосферы, что одному человеку не под силу охватить их мыслью. Но невозможность осознания распределённого коллективного интеллекта не означает, что таковой отсутствует. Ощущение его наличия находит отражение в мыслях учёных, поэтов и других творческих работников. Осознание возможности привлечения к решению сложных проблем одновременно большого количества учёных позволяет искать идеи различными коллективными методами, в том числе методом мозгового штурма. О методе мозгового штурма и некоторых других эффективных методах коллективного решения интеллектуальных задач имеются публикации ещё 1970-х годов [20, с. 41-43]. При этом возрастание количества одновременно решающих задачу людей и, главное, специалистов самых различных областей познания, открывает качественно новые перспективы.

Можно надеяться решить коллективным разумом задачи, кажущиеся сегодня неразрешимыми в силу своей трансцендентной сложности. Конечно, речь идёт о задачах, стóящих огромных расходов человеческих ресурсов. Пример появления короновируса, и связанных с этим проблем в мировой экономике показывает, что задачи, которые можно решить исключительно коллективным человеческим разумом, очевидно, имеются.

Информатика как фундаментальная наука появилась не на пустом месте. Её возникновению предшествовали успехи традиционных фундаментальных наук – физики, химии, математики, философии, общей теории систем, кибернетики и других. Без осознания физики электромагнитного взаимодействия невозможными были бы получение электроэнергии, запись информации на магнитных носителях, полупроводниковая и микроэлектроника. Без открытия периодической системы элементов, умения получать чистые и сверхчистые вещества трудно себе представить электронику и технологию изготовления современных компьютеров. Без математических исследований в области анализа, векторного и тензорного исчисления, теории множеств, комбинаторики, булевой алгебры и топологии, трудно представить себе, как развивалось бы программное и информационное обеспечение компьютеров и их сетей. Философское осмысление процессов, происходящих в мире, также явилось одним из основных кирпичей в фундаменте информатики. Не случайно первые компьютеры назывались «кибернетическими машинами». Их создание было бы невозможным без успехов кибернетики, какой бы «реакционной лженаукой» ни называли её недальновидные люди, причисляющие себя к учёным (известно, например, такое определение: «Кибернетика (от др. греч. слова, означающего рулевой, управляющий) – реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма» [21, с. 236]). В более поздних изданиях, естественно, имеет место более «научная», объективная трактовка понятия кибернетики).

Общая теория систем как наука о системах взаимодействующих друг с другом элементов, открывшая перед человечеством возможность понять существование и развитие сложных открытых самоорганизующихся объектов неживой, живой и социальной природы, также внесла необходимый вклад в появление информатики, привлекла внимание к понятиям «функция» и «цель».

«С появлением кибернетики, теории информации, инженерной теории связи, теории ЭВМ, общей теории систем и сопряжённых с ними научных и инженерных направлений возросло уважение к таким телеологическим понятиям, как функция и цель» [22, с. 21]. Как известно, «телеология — это философское учение о целевой детерминации бытия, его отдельных сфер, объектов, процессов, предполагающее наличие в мире объективных [внечеловеческих] целей, целевых зависимостей и целесообразности в целом» [23]. Уместно вспомнить и об ограниченности материализма Спинозы, гилозоизме [24], панпсихизме и др. Однако с точки зрения предыстории информатики эти теории имеют ограниченный характер, поэтому подробнее на них останавливаться не будем.

Более существенным с точки зрения рассматриваемого вопроса зарождения и развития информатики, представляется рассмотрение человеческого общества, отдельных коллективов, и конкретных людей, как целеустремлённых систем. «Дело в том, что в век системной ориентации, когда целое начинает интересовать больше, чем отдельные части, человеческое поведение по-прежнему представляют, наблюдают, анализируют по частям» [22, с. 16].

По мнению Зоммергоффа, «сущность научных понятий в том, что их можно определить в терминах действий и наблюдений, признаваемых всеми» [22, с. 14], в развитие этой мысли Акофф и Эмери уточняют, что «телеологическая точка зрения более плодотворна при изучении человеческого поведения, чем механистическая» [22, с. 14], учитывая мнение Нильса Бора, что они дополняют друг друга.

В современном мире информатика вновь ставит вопросы понимания целесообразности, а также системного подхода к пониманию природы и человеческого общества. В объективной телеологии убеждения, отношения, склонности, инстинкты и побуждения являются следствием того, что человек делает. О том, что касается деятельности, уместно вспомнить суждение Аристотеля: «Как всё в этом мире, человек родится для блага, а благо – не сама по себе жизнь, но жизнь, отданная ежедневной деятельности, сообразной со справедливостью. И даже не тем противна благу смерть, что она отнимает жизнь, а именно тем, что лишает человека счастья деятельности» [Цит. по 25, с. 15].

Деятельность является сущностью человека, выделяющей его из животного мира. Именно ради деятельности человек и познаёт мир. Для совершенствования познания появилась и информатика как фундаментальная наука [26]. Для обеспечения человеческой деятельности информатика совершенствуется, развивая интеллектуальные цифровые технологии. Деятельность предполагает разделение труда, в том числе на труд физический и труд умственный.

Научное познание является не единственным видом духовной деятельности. Среди видов познания можно назвать также «эстетическое, нравственное, политическое, правовое, философское, религиозное» [27, с. 7]. Информатика относится к научному виду, включает в себя и наблюдение, и научный эксперимент, и моделирование, в том числе математическое, и анализ, и синтез.

В познании мира важную роль играет ценностно-оценочное отношение [27, с. 120]. При этом ценность понимается как значимость для человека, для его деятельности, а оценка – отражение ценности субъектом. К примеру, Ф. Ницше считал для себя ценностью такую: «Заблистать через триста лет – моя жажда славы» [28, с. 9]. Кроме того, следует учитывать социальную реальность, которая рождается в процессе человеческой деятельности. Актуальным является понятие прогресса как положительной направленности развития общества. Хотя понятие истины как адекватного отражения действительности в сознании человека [27, с. 124], соответствующего действительности, объективность истины, продолжает вызывать научные споры. Как известно, критерием истины является практика. А, поскольку практика меняется, соответственно, меняется и наше отношение к истине. То, что считалось истиной при охоте с каменным топором на мамонта, вряд ли кого-нибудь заинтересует в современном мире. Истинность представления пространства как линейного также носит характер, ограниченный скоростями, существенно меньшими, чем скорость света. Таким образом, мы можем знать истину лишь приблизительно, с большей или меньшей степенью точности и с различной вероятностью в зависимости от имеющихся знаний и точности приборов.

«Абсолютный характер истины состоит в том, что наши знания отражают отдельные стороны бесконечного (абсолютного) мира» [27, с. 131]. Однако соотношение конечного и бесконечного позволяет довольно критически относиться к тому, на сколько наши конечные знания близки к истине, бесконечно разнообразной и меняющейся во времени. Даже такая очевидная истина как отношение длины окружности к её диаметру (которое мы знаем с точностью 4 миллионов знаков [29]) справедлива лишь в линейном пространстве. Основание натурального логарифма также вычислено с большой точностью. А гравитационную постоянную величину (по измерениям 2018 года) мы знаем с точностью всего лишь 0,0012 % [30]. Иные истины представляются менее точными.

«Жизнь бесконечно многообразна, поэтому любая теория, в том числе и та, которая даже не разработана, является ограниченной» [31].

При исследовании метода познания необходимо учитывать многообразие, развитие, а также практическую применимость получаемых знаний. Мы, как и прежде пользуемся категориями пространства и времени, причинности и закономерности, случайности и необходимости. Важную роль в познании, особенно в применении информатики, служит логика. Прежде всего, это логика предикатов, включающая в себя логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация) и кванторы всеобщности и существования, а также термы, атомы и формулы.

Сравнительно новым применением информатики является использование электронных ресурсов художественной культуры [32]. Среди упомянутых ранее видов познания гуманитарное включает в себя нравственное и эстетическое. Отдельное направление реализует филология. Интерес представляют также архитектура, изобразительное искусство, кинематограф, мифология, музыка, мультипликация, театр, фотография и др. [32, с. 43].

Тогда, как первые ЭВМ умели производить лишь вычисления, современные компьютеры и цифровые информационные и телекоммуникационные системы способны не только обрабатывать, но также хранить, накапливать, систематизировать, и передавать информацию. Многие из цифровых систем обладают при этом так называемым искусственным интеллектом.

Большую роль в совершенствовании гуманитарных направлений познания играет Интернет – удобная информационная среда для публикации, распространения, обсуждения и коллективного создания текстов [32, с. 12]. При этом любой желающий может разместить любые тексты в любом количестве и читать каждый волен то, что ему интересно. Скорость распространения текстов такова, что читатель получает к ним доступ даже в момент их рождения. Автор также имеет возможность моментально отреагировать на мнение читателя. Принципиально важным для литературы является понятие гипертекста, когда вместо текстового фрагмента или звукового и даже видео материала указывается гиперссылка на уже имеющийся ресурс. Даже обыкновенный текст в электронной форме может приобретать ранее непривычные формы, например, предложенный автором данной статьи цветной текст [33]. Зачастую в Интернете появляются тексты, не имеющие аналогов в печатных изданиях. Это охватывается понятием «сетелитературы». Некоторые из таких произведений могут никогда не стать опубликованными в привычном бумажном виде. Появляются и новые литературные жанры, включающие в себя и текст, и звук, и видео. А, находясь в кресле виртуальной реальности, можно ощутить ещё и вращение (в том числе «вверх ногами»), и брызги в лицо морской водой, и некоторые конкретные запахи [34]. При этом термин «сетевая литература» уместнее заменить термином «сетевой литературный процесс».

Естественно, возникает вопрос доверия к таким информационным источникам. В этом смысле учёные рекомендуют ориентироваться не на любительские сайты, а на профессиональные, такие, например, как, http://old.nsu.ru/ssc/siv/LOGOS.HTM, https://philolog.petrsu.ru, http://philology.ru, https://www.rsuh.ru/education/il/, http://cognitiv.narod.ru и др. [35]. Существует также Рейтинг Литературных сайтов [36], электронные библиотеки (как платные [37], так и бесплатные [38], как любительские, так и профессиональные). Широкую известность имеют наши серверы современной литературы, такие, как Проза.ру и Стихи.ру (https://proza.ru и https://stihi.ru). В частности, на Стихи.ру можно найти и акростихи (https://stihi.ru/2020/06/29/3583), мезостихи (https://pishi-stihi.ru/mezostih.html), а также телестихи (https://pishi-stihi.ru/telestih.html), абстрактные (https://stihi.ru/2020/04/05/10660, https://stihi.ru/2020/06/02/4057, https://stihi.ru/2020/04/07/9003), и даже кубические стихи (https://stihi.ru/2020/06/29/3472). Значительный интерес представляют официальные электронные научные издания (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9118529, https://cyberleninka.ru/journal), фундаментальная электронная библиотека (http://feb-web.ru), русская виртуальная библиотека (https://rvb.ru) и ряд других средств цифровых информационных технологий. По прогнозам социологов, «современная, а тем более грядущая глобальная цивилизация будет культурой копий – высокотехнологичных, не отличимых от подлинника, который в лучшем случае останется архивным экспонатом» [39]. Наибольший интерес в этом направлении имеют музеи. За период карантина по короновирусу Covid-19 многие музеи выставили в Интернет высококачественные экскурсии и выставки, интересные многим людям. Крупнейшие музеи мира представили бесплатные онлайн-экскурсии [40; 41; 42].

Информационная эра постепенно становится действительностью обыденного, массового сознания [43, с. 143]. Концепция информационного общества уже к началу 1980-х годов претендовала на роль глобальной доктрины современного развития. В настоящее время наступает эпоха победы средств цифровой электронной коммуникации, повсеместной компьютеризации. Признаётся превращение информации в стратегический ресурс общества. Речь идёт о планетарных изменениях, которые по своим последствиям превзойдут масштабы преобразований за всю предыдущую историю. Причём налицо дальнейшее ускорение развития. Этот процесс воспринимается как скачок «цивилизации из царства необходимости в царство свободы» [43, с. 151]. Налицо устремления индивида из области обладания, – «иметь» – в область самовыражения – «быть». Компьютеризация приводит к возрастанию досуга, увеличения ценности межличностного общения.

По мнению Р. Акоффа и Ф. Эмери, «…целеустремленная система может изменять свои задачи при постоянных окружающих условиях: она выбирает и задачи и средства их выполнения. Тем самым она проявляет волю. Самый известный пример таких систем – люди» [22, с. 40]. «Говоря о психологических системах, мы в этой связи употребляем три термина: знание, понимание и интеллект» [22, с. 55].

Как известно, психическое отражение носит активный характер. Его высшая форма – сознание – не только преобразует мир, но и создает его. Это происходит в процессе человеческой деятельности, которая в свою очередь невозможна без процессов сбора, хранения и обработки информации.

Информационное взаимодействие в живой природе является необходимым фактором существования. По утверждению А.Н. Промптова даже у большинства птиц нормальный видовой тип песни не может сложиться без старых певцов [Цит. по: 44, с. 16]. Подражательная деятельность подростка шимпанзе, какой бы бесполезной она ни казалась, поражает не только сложностью копирующих действий, но также временнóй последовательностью двигательных актов. Подражательная функция была одним из главных рычагов процесса становления и индивидуального развития речи древнейших людей. Речь – атрибут исключительно общественный, развивающийся в рамках синтаксических закономерностей ближайшего сообщества, и не имеющий за его пределами сколько-нибудь существенного значения для индивида. Это тем справедливей, чем глубже мы будем проникать в толщу трёх с лишним миллионов лет, которым человек обязан своему современному облику [44, с. 24]. Формирование знаний у молодых особей (как людей, так и высших животных) об окружающем мире имеет важнейшее биологическое значение для сохранения вида в целом. Мир случайных знаков и явлений при обучении молодых имеет предельно лаконичное биологическое содержание «делай как я». Этот опосредованный учителем способ контакта с неизвестным миром, назван Ч. Дарвином «законом подражания». Огромное количество фактов о подражательной деятельности у животных и человека позволяет рассматривать эту форму поведения как функцию особого механизма, возникшего в процессе эволюции животных для осуществления преемственности поколений [44, с. 25]. Подражательное наследование несравнимо эффективнее генетического. Именно поэтому в онтогенезе поведения животных и человека помимо безусловных и условных рефлексов следует учитывать также деятельность третьего (ассоциативного) механизма, который на определённой фазе способствует формированию подражательного фонда навыков, наиболее быстро и точно соотносящего их с окружающим миром. Если молодая особь может развиваться и проявлять свойственную ей высшую нервную деятельность только в обстановке нормальной видовой традиции, то такая же закономерность лежит и в основе традиционной для человека речевой деятельности, для возникновения которой ребёнок должен иметь, кроме нормально развитого слуха, головного мозга в целом и голосовых органов, возможность постоянно слышать речь окружающих его людей и систематически упражняться в подражании услышанному. Процесс этот облегчается тем обстоятельством, что способность ребёнка к подражанию «неукротима, властна, необорима» [44, с. 26].

В эволюции есть много примеров превратностей судьбы биологических видов. Динозавры, прекрасно приспособленные к условиям обитания, вдруг исчезли, передав эстафету млекопитающим. Ещё более яркий пример выдвижения на первый план тех, кто раньше был в тени, даёт история антропогенеза. Наши предки – австралопитеки были изгоями своего времени. Их сородичи, лучше приспособленные к жизни в тропическом лесу, вытеснили австралопитеков. Когда климат стал более засушливым, нашим предкам пришлось встать на ноги, приспособиться к жизни в саванне, и… стать людьми. Возникновение разума – это столь же загадочное явление, как и возникновение жизни [45, с. 33]. Нейроны у всех животных одинаковы, но «наш мозг рождает способность познавать сам себя, видеть себя со стороны, познавать мир, задумываться о тайне своего происхождения» [45, с. 34].

Стремление к гомеостазису, сохранению собственной стабильности, стабильности рода, популяции всегда было одним из мощнейших факторов эволюции, фактором, который открывал прямое влияние на интенсивность естественного отбора [45, с. 63]. Однако устойчивость, доведённая до своего предела, прекращает любое развитие. Она тормозит реализацию принципа изменчивости. Чересчур стабильные формы – это тупиковые формы, эволюция которых прекращается.

С другой стороны, чрезмерная адаптация или специализация столь же опасна для совершенствования вида, как и неспособность к адаптации. Развитие любой социальной системы из любого состояния может происходить заведомо не единственным образом даже и тогда, когда она не под­вержена действию неизвестных нам сил, случайностям и неопределённостям. Причина тому – интеллект, который включается в процесс выбора «продолжения». А точно предусмотреть действия людей нельзя в принципе: в одних и тех же условиях два разных человека принимают порой совершенно разные решения. При этом возникает неоднозначность и неопределённость [46, с. 28], при которых наиболее эффективным является системный подход.

И, всё же, устойчивая структура практически не имеет возможности для развития. Только сохранение противоречий на достаточно высоком уровне способно обеспечить быстрое развитие, хотя при этом система может оказаться и не очень устойчивой, что резко увеличивает риск гибели при незначительном изменении внешних условий [45, с. 96-97]. Кроме того, европоцентристский взгляд на историю, когда «официальные» знания об истории Европы распространялись искусственно на весь остальной мир, в основном преодолён. В орбиту научного осмысления вовлекается история всех регионов земного шара. Подвергаются сомнению изучаемые ещё в школе датировки исторических событий. Интересный взгляд на «правильность понимания истории» предложен в книгах: Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? В 2 кн. Кн. 1. М., 2001. 608 с.; Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? В 2 кн. Кн. 2. М., 2001. 624 с.; Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? Книга третья. М., 2001. 544 с.; Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Русско-ордынская империя и Библия. Книга четвертая. М., 2001. 496 с.; Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Русско-ордынская империя и Библия. Книга пятая. М., 2001. 400 с.; Бушков А.А. Россия, которой не было: Загадки, версии, гипотезы. М., 1997. 607 с.; Бушков А.А. Россия, которой не было – 2: Русская Атлантида: Историческое исследование. М., 2000; и др.

Подобного рода исследования требуют переосмысления истории, а также и предыстории информатики. В общественной деятельности значительную роль играла и продолжает играть человеческая память. Она имеет социальную природу, обеспечивает социальную форму поведения. Высшая форма памяти есть особое действие, «социальная реакция на отсутствие», преодоление отсутствия [47, с. 198]. П. Жане в работе «Эволюция памяти и понятия времени» выделяет такие формы памяти, как: ожидание, поиск, отсроченные действия – сохранение, затем поручение, сначала с предметами, затем с символами и знаками, и, наконец, вербальное (словесное) поручение. В способности описывать, делающей предметы присутствующими, он видел торжество памяти над временем [Цит. по: 48, с. 9]. Начальные формы запоминания обусловлены предметами и наличными ситуациями, т.е. они ситуативные. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия указывают такие особенности памяти первобытного человека: буквальность, фотографичность, роскошь деталей, плохое различение восприятия от воспоминания, комплексный характер, что связано с нерасчленённостью воспринятого на элементы. Эти свойства памяти характерны и для маленьких детей. При этом человек пользуется памятью, но не господствует над ней. Переход от эволюции биологической к исторической привёл к коренному изменению памяти человека.

Ещё Чарлз Дарвин (1881) обратил внимание на то, что у домашнего кролика мозг меньше, чем у дикого кролика, живущего в более богатой разнообразием информации окружающей среде. Память является функцией определённого уровня нервной самоорганизации. Вероятно, на стадии ископаемых антропоидов, предшественников австралопитеков, уже были выраженные морфологические предпосылки того критического состояния, когда их мозг был в достаточной степени подготовлен для последующего обогащения специфически человеческим механизмом вербальной памяти [44, с. 43]. Как известно, между адаптивным поведением и памятью существует сложная многоярусная связь, изучение которой представляет в последние годы важнейшую задачу.

По мере развития органов чувств и усложнения приспособительной двигательной активности обогащались аппараты памяти со специализацией взаимодействия (иерархии) между ними. При этом укорачивался процесс образования новых временных связей, облегчались процессы не только за­поминания, но и забывания (активного торможения информации), увеличивались не только объём каждого вида памяти, но и время резервирования информации в виде систематизированных её блоков (обобщений, абстракций).

В процессе эволюции непосредственное отражение фрагментов внешней среды, протекающее на уровне первой сигнальной функциональной системы становится всё менее достаточным. На основе сигнальных механизмов высшей нервной деятельности последовательно развивалась качественно более сложная система отражения действительности посредством знаков.

В то время как содержание сигнала, воспринимаемого органом чувств, всегда конкретно, смысловое содержание знака всегда более сложно и выходит за пределы непосредственно воспринятых параметров сигналов [44, с. 119]. Посредством знаков реализовывались функции отвлечения и обобщения.

Знаковая функциональная система гоминидов, возникшая за много сотен тысяч лет до возникновения речевого общения человека, сама развивалась в качестве средства общения их между собой. Это был начальный язык, состоявший не только из предметов, найденных в природе, не только в виде движений, но и малодифференцированных звуков, тоже используемых в коллективе людей в качестве знаков, несших не всегда однозначное, но в целом верное содержание. В этом плане приобретала возрастающее значение свойственная гоминидам акустически-вокальная функциональная система, имевшая, однако, вплоть до неандертальцев, только вспомогательное значение [44, с. 121].

Основой жизни пралюдей всё в большей степени становятся знания и труд. Именно они обеспечивали расширение экологической ниши и значительно раздвинули границы гомеостазиса. Накопление и сохранение трудовых навыков и знаний стали жизненной необходимостью популяции [45, с. 124]. Процесс становления языка относится, видимо, к ранним стадиям антропогенеза, когда ещё быстро эволюционировал организм наших предков. Пройдут ещё десятки, а может быть, и сотни тысяч лет, и однажды человек изобретёт письменность. На заре человеческой истории появятся и первые библиотеки – хранители нужной информации и накопители мудрости [45, с. 129]. С появлением письменности процесс обмена информацией, передачи знаний об окружающем мире становится менее зависимым от случайных обстоятельств. При этом появляется возможность опосредованного общения – через годы и расстояния. В дополнение к трём индивидуальным сигнальным системам – безусловному, условному и подражательному рефлексам прибавляется система общественного взаимодействия.

Первоначально письменность носит пиктографический (рисуночный) характер. Пиктографическое письмо – есть отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Оно известно со времён неолита и не является средством фиксации какого-либо языка, то есть письмом в собственном смысле слова [49, с. 1002].

Общее поведение животных и человека организуется за счет трёх основных нервных механизмов: 1) безусловно-рефлекторный, генетически запрограммированный, осуществляющий гомеостатическую регуляцию; 2) подражательный с преимущественным проявлением в критическую фазу онтогенеза врожденного подражания; 3) ассоциативный – образование условно-рефлекторных временных связей, позволяющих особи выйти за пределы ограничений надорганизменной регуляции.

Кроманьонский человек, появление которого датируется примерно 40 тысяч лет назад, занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней, то есть присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал некоторые орудия. Социальная организация была семейной общиной, в основе которой лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Семьи объединялись (также на родственной основе) лишь для отражения нападения врагов, для боевых походов и коллективной охоты на крупных животных. Такую организацию определяют как родовой строй.

В эпоху «неолита» произошли неблагоприятные изменения климата, стала вымирать мегафауна (в частности – мамонты) – основной источник питания людей. Человечество вынуждено было перейти к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике – в част­ности к земледелию и скотоводству. Итогом «неолитической революции» явилось возникновение и развитие земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации, как правило, в долинах крупных рек – Тигра и Евфрата, Нила, Янцзы и других [50, с. 148].

Цивилизации приходили и уходили, но Цивилизация с большой буквы каждый раз возрождалась в новых, свежих формах, ибо как ни велико было разрушительное действие войны и классовой борьбы, но оно ещё не стало всеохватным. И если удавалось разбить верхний слой общества, то помешать низшим слоям общества выжить почти нетронутыми, и сохранить способность радоваться жизни оказалось невозможно [51, с. 32].

Современная западная наука утверждает, что человеческий род существует на планете, по меньшей мере, 600 тысяч лет, а возможно, и миллион лет, жизнь вообще – не менее 500 миллионов, а может быть, и 800 миллионов лет, сама же планета существует, вероятно, два миллиарда лет [51, с. 39].

Примерно с 1500 года нашей эры человечество объединилось в единое всемирное общество. От зарождения истории до примерно этого времени земной дом человечества был разделен на множество изолированных жилищ; теперь же человеческий род стал жить под одной крышей [51, с. 53]. Использование Океана вместо Степи в качестве основного средства всемирной коммуникации позволило объединить весь обитаемый мир. Так, благодаря технической революции, начал формироваться большой социокультурный цикл.

Среди массы людей выделяются творцы. Некоторые из них, объединившись в конструкторские бюро, где по идеям и изобретениям, создают чертежи, по которым на производстве создаются товары, изделия. Аналогично снимаются фильмы, записываются диски, и т.п. продукты потребления информации. Другие творцы пишут романы, повести, стихи, песни, анекдоты и, тем самым формируют микросреду, результатом чего становятся книги, журналы, записи песен и т.п., которые средствами массовой информации распространяются в массе людей. Таким примерно образом осуществляется большой социокультурный цикл.

Человеческий мозг может познать самого себя и разгадать процессы познания. Продукт познания является результатом деятельности мозга огромного числа людей – коллективов многих научно-исследовательских лабораторий и институтов, аппаратура которых, в свою очередь, разрабаты­вается многими другими коллективами [52, с. 33].

К настоящему времени большой социокультурный цикл в явном или неявном виде осознается большинством людей. Творцы – поэты, художники, композиторы, изобретатели, ученые, артисты и многие другие осознают этот цикл более ощутимо. Они пользуются этим знанием для оказания влияния на массу людей через средства массовой информации или через конструкторские бюро и производство. Тем самым они сознательно замыкают этот цикл в меру своих сил и способностей.

Таким образом, истоки появления информатики уходят в доисторический и даже в «дочеловеческий» период. Обучение посредством подражания характерно для многих живых существ. Процесс передачи информации играет при этом важнейшую роль. Большая часть информации при­обретается посредством зрения, причём на невербальном уровне восприятия. Современные компьютеры обеспечивают с каждым годом всё более качественное преподнесение информации, учитывающее это её основополагающее свойство [53].

С другой стороны, появившись в современном понимании сравнительно недавно, как наука, базирующаяся на других фундаментальных науках, информатика теперь вносит свой значительный вклад в развитие других фундаментальных наук. Информация как неотъемлемое свойство материи, играет настолько фундаментальную роль, что возникает естественный вопрос: если известен закон сохранения материи, закон сохранения энергии, то чем хуже информация? Известны попытки объяснения этого феномена [54; 55]. Информатика как наука об обработке, хранении и передаче информации с помощью технических средств (компьютеров, модемов, факсов, телеграфов, телефонов и т.д.) так сильно разви́лась, что стали появляться её самостоятельные разделы: правовая информатика, физическая информатика, бионика, теленетика, информационное обеспечение управления, информационные технологии менеджмента и многие другие.

Имеется и такой вариант выделения «этапов информационной революции:

  1. Революция, связанная с приобретением письменности.
  2. Книгопечатание.
  3. Прогресс в области передачи информации. Создание телеграфа, телефона, радио.
  4. Появление персонального компьютера.
  5. Появление Интернета.
  1. Появление цветных текстов – революция в письменности…» [56].

О цветных текстах уже есть публикации [См., напр. 57].

Современные интеллектуальные цифровые технологии всё больше и больше влияют на человеческую деятельность. Всё чаще рекламируются приборы, объединённые общим названием «умный дом», когда, к примеру, перед поездкой на дачу человек через Интернет заблаговременно включает обогреватели помещения, а веб-камеры фиксируют изображение злоумышленника, проникшего в дом без приглашения.

В качестве современных концепций искусственного интеллекта в настоящее время наибольшую популярность приобрела идея «биг-дейта» (Big Data) – больших данных [58]. Согласно этой концепции компьютеры программируют себя сами [58, с. 13]. Это новое явление в нашем мире [58, с. 16]. По утверждению Педро Домингос: «Верховный алгоритм – ключ к решению стоящих перед человечеством сложнейших проблем – от создания домашних роботов до лечения рака» [58, с. 20]. Существуют перспективы использования искусственного интеллекта для повышения эффективности управления в чрезвычайных ситуациях [59], в том числе при использовании коллективных знаний [60]. В перечне исследований возможности разработки экспертных систем можно назвать также попытку создания прототипа экспертной системы по судебной экспертизе [61].

Среди информационных технологий интерес представляет также информационный резонанс, о котором имеются публикации [См., напр. 62], однако эти исследования пока находятся в дискуссионном поле. Тем не менее, применение интеллектуальных цифровых технологий помогло бы выяснить, в какой мере можно доверять таким исследованиям.

Однако наибольшие успехи в искусственном интеллекте прогнозируются в направлении так называемого гибридного интеллекта [63]. После поражения компьютеру в шахматной партии, чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову пришла в голову мысль: «…что, если человек и машина будут не противниками, а партнёрами?» [64, с. 10] В своей книге он популярно излагает своё мнение о различии естественного и искусственного интеллекта. И у того и у другого есть и преимущества и недостатки, но человек, вооружённый компьютером с искусственным интеллектом действует эффективнее.

Таким образом, исследование показало, что для правильного понимания современных интеллектуальных цифровых информационных технологий предыстория информатики имеет большое значение.

Литература:

  1. Колин К.К. Информационный подход, как фундаментальный метод научного познания. – М.: РАЕН, 1998. – С. 5. (Цит. по: Бугель Н.В., Кабанов А.А., Субботин В.Н. и др. Человек, право и информация (теоретико-правовой аспект): Монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – С. 76).
  2. Нарижняя А.М., Углова Д.В. Информатика. Предмет информатики. Способы практического применения информатики // Информатика и информационные технологии в экспертной деятельности: Сб. статей. / Под ред. Т.Н. Антошиной, А.А. Кабанова, О.В. Уткина. – СПб.: ФГБОУ ВО СПБУ ГПС МЧС России, 2019. – С. 5.
  3. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия / Отв. ред. А.Г. Ивахненко. Киев, 1988. С. 5. (Цит. по: Кабанов А.А. Предыстория информатики как фундаментальной науки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. № 2/16 – С. 194).
  4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум / Под ред. Н.С. Кардашева и В.И. Мороза. 6-е изд. доп. – М.: Наука, 1980. – 352 с.
  5. Каплан С.А. Элементарная радиоастрономия. – М.: Наука, 1966. – 276 с.
  6. Винер Н. Кибернетика. – М.: Наука, 1983. – 344 с.
  7. Католин Л. Кибернетические путешествия. – М.: Знание, 1967. – 198 с.
  8. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1989. – 302 с.
  9. Кабанов А.А. Виртуальное лицо – новый субъект права? // Правовая информатика: Материалы выступлений на заседании 16 секции 22 международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» в Санкт-Петербургском университете МВД России. Санкт-Петербург, 19 апреля 2003 г. / Сост. А.В. Никулин; Под ред. А.А. Кабанова. – СПб., 2003. – С. 19-21.
  10. Хоффман П.Е. Internet: Крат. справ. / Пер. с англ. – Киев: ЛОРИ, 1995. – 309 с.
  11. Филип Сидни. Защита поэзии. 1595 г. (An Apologie for Poetrie, 1595 (Classic Reprint) Цит. по: Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки + CD-ROM приложение. — М.: Радио и связь, 2004. – С. 147).
  12. Филип Сидни. Астрофил и Стелла. Защита поэзии / Издание подготовила Л. И. Володарская. – М., “Наука”, 1982. – 367 с.
  13. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки + CD-ROM приложение. — М.: Радио и связь, 2004. – 208 с.
  14. Кабанов А.А. Новые информационные технологии и информационная безопасность в органах внутренних дел // Новые информационные технологии и информационная безопасность: Межвузовский сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.А. Кабанова. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2010. – С. 3-15. URL: http://otvet-akab.ru/nay4nie/nitiib10.pdf (дата обращения: 29.09.2020).
  15. Кабанов А.А., Бугель Н.В. От информатики к теленетике // Спецтехника органов внутренних дел, «Перспективы использования новых специальных средств и средств связи в деятельности органов внутренних дел»: Труды межрегиональной науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 21 марта 2001 г. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2001. С. 86-87.
  16. Актуальная археология 4. Комплексные исследования в археологии. Материалы Международной научной конференции молодых ученых (г. Санкт-Петербург, 2–5 апреля 2018 г.) – Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 2018. URL: http://www.archeo.ru/izdaniya-1/vagnejshije-izdanija/pdf/AA2018.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
  17. URL: https://www.iidf.ru/media/articles/trends/dobro-pozhalovat-v-epokhu-emerdzhentnosti/ (дата обращения: 29.03.2020).
  18. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. – М.: Детгиз, 1954. – 272 с.
  19. Сен-Клер К. Тайная жизнь цвета. – Брэнд: Бомбора, 2018. – 473 с. URL: https://www.litres.ru/kassiya-sen-kler/taynaya-zhizn-cveta/ (Дата обращения: 17.03.2020).
  20. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений / Пер. с англ. Е.Г. Коваленко; Под ред. В.Ф. Венды. – М.: Мир, 1973. – 264 с.
  21. Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4-е, доп. и испр. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 704 с.
  22. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах / Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. – М.: Сов. радио, 1974. – 272 с.
  23. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7361: Авторы: М. А. Можейко. Г. Г. Кириленко. Е. В. Шевцов. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 26.05.2020 (дата обращения: 11.06.2020).
  24. Кабанов А.А. Цифровые технологии и научная интуиция // Credo new Теоретический журнал. №2(98) 2019. – С. 150-177. URL: http://credo-new.ru/archives/1654 (дата обращения: 10.05.2019).
  25. Васильева Т. Философия и поэзия перед загадкой природы // Тит Лукреций Кар О природе вещей / Пер. с латин. Ф. Петровского; вступ. статья Т. Васильевой. – С. 5-24. Худож. В. Носков. – М.: Худож. лит., 1983. – 383 с.
  26. Кабанов А.А. Предыстория информатики как фундаментальной науки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. № 2/16. – С. 194-200.
  27. Коршунов А.М. Познание и деятельность. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 142 с.
  28. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы. / Пер. с нем. – М.: Триада-Файн, 1993. – 240 с.
  29. URL: https://sanstv.ru/pi (дата обращения: 29.07.2020).
  30. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гравитационная_постоянная (дата обращения: 29.07.2020).
  31. Таратухина О.А., Кабанов А.А. Влияние мотивации и информационного обеспечения на деятельность организации. // Современные проблемы права: Материалы межвузовской конференции в СПбГИЭУ, Санкт-Петербург, 23,24 янв. 2004 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. С. 74-77.
  32. Информационные ресурсы гуманитарных наук. Вып. 4: Электронные ресурсы художественной культуры: учеб. пособие / О.Н. Ильина, Н.В. Градобоева, С.Д. Мангутова; под общ. Ред. Г.Ф. Гордукаловой. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 96 с.
  33. Кабанов АА Цветной текст как объект авторского права и продукт современных информационных технологий // Credo new Теоретический журнал. №4(92) 2017. – С. 162-177. URL: http://credo-new.ru/archives/1207 (дата обращения: 29.07.2020).
  34. Кабанов А.А. Насколько реальна «виртуальная реальность»? // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Санкт-Петербург, 8-9 декабря 1995 г. – СПб.: СПб. ААК, 1996. – С. 69-70. URL: http://otvet-akab.ru/nay4nie/sb_st_01.pdf (дата обращения: 30.07.2020).
  35. URL: http://it.lang-study.com/veb-sajty-filologicheskoj-i-lingvisticheskoj-tematiki/ (дата обращения: 30.07.2020).
  36. URL: https://www.imath.kiev.ua/~golub/aforcollect/litsites.htm (дата обращения: 30.07.2020).
  37. URL: https://spb.aport.ru/knigi/cat5022 (дата обращения: 30.07.2020).
  38. URL: https://klassika.ru (дата обращения: 30.07.2020).
  39. Жидков В.С. Виртуальный мир и искусство / В.С. Жидков, К.Б. Соколов // Жидков В.С. Искусство и общество / В.С. Жидков, К.Б. Сокол. – СПб., 2002. – С. 527-546. Цит. по: Информационные ресурсы гуманитарных наук. Вып. 4: Электронные ресурсы художественной культуры: учеб. пособие / О.Н. Ильина, Н.В. Градобоева, С.Д. Мангутова; под общ. Ред. Г.Ф. Гордукаловой. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – С. 41.
  40. URL: https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-besplatnye-onlain-ekskursii (дата обращения: 30.07.2020).
  41. URL: https://zen.yandex.ru/media/canva/35-luchshih-virtualnyh-muzeev-mira-kotorye-neobhodimo-posetit-5e1f41925d636200acbceba7 (дата обращения: 30.07.2020).
  42. URL: https://excurspb.ru/inter/museum/#avgust (дата обращения: 30.07.2020).
  43. Полищук М.Л. В преддверии натиска «третьей волны». Контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. – М.: Наука, 1989. – 160 с.
  44. Фирсов Л.А. «И.П. Павлов и экспериментальная приматология». – Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1982. – 155 с.
  45. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 460 с.
  46. Кабанов А.А. Информация и правоохранительная деятельность: Сборник статей, докладов и выступлений на конференциях, семинарах, симпозиумах и совещаниях, опубликованных в период с 1986 по 2001 г. / Под общ. ред. и с предисл. В.П. Сальникова. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. – 202 с.
  47. Кабанов А.А. Предыстория информатики как фундаментальной науки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. № 2/16. – С. 194-200.
  48. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: МГУ, 1976. – 256 с.
  49. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с.
  50. Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. – Н.Новгород: Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. – 544 c.
  51. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории/ Пер. с англ. – М.: Прогресс-Культура, 1996. – 480 с.
  52. Краузе Г. Мозг против компьютера? / Пер. с нем. Л.М. Глотова. – Кишинев: Лумина, 1982. – 160 с.
  53. Максимов А.В., Матвеев А.В. Модель подготовки спасателя в пространстве ИТ-технологий // В сборнике: Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 87-92.
  54. Кабанов А.А. Закон сохранения информации // Кабанов А.А. Информация и правоохранительная деятельность: Сборник статей, докладов и выступлений на конференциях, семинарах, симпозиумах и совещаниях, опубликованных в период с 1986 по 2001 г. / Под общ. ред. и с предисл. В.П. Сальникова. – СПб.: СПб университет МВД России, 2002. – С. 166-168. URL: http://otvet-akab.ru/nay4nie/sb_st_01.pdf (дата обращения: 29.09.2020).
  55. Поляков В. Закон сохранения информации URL: http://news.cqham.ru/articles/detail.phtml?id=678 (дата обращения: 29.09.2020).
  56. Сахратулаева Б.Ш., Уткин О.В. Информационные революции и информационное общество // Информатика и информационные технологии в экспертной деятельности: Сб. статей. / Под ред. Т.Н. Антошиной, А.А. Кабанова, О.В. Уткина. – СПб.: ФГБОУ ВО СПБУ ГПС МЧС России, 2019. – С. 4.
  57. Кабанов АА Цветной текст как объект авторского права и продукт современных информационных технологий // Credo new Теоретический журнал. №4(92) 2017. С. 162-177. URL: http://credo-new.ru/archives/1207 (дата обращения: 29.09.2020).
  58. Домингос П. Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир / Педро Домингос; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Сбоев, А. Серенко]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 336 с.
  59. Максимов А.В., Матвеев А.В. Перспективы применения искусственного интеллекта в анализе больших данных социальных сетей при возникновении чрезвычайных ситуаций // В сборнике: Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова, 2019. – С. 284-286. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrarypdf (дата обращения: 30.09.2020).
  60. Максимов А.В., Матвеев А.В. Перспективы использования коллективных знаний при реагировании на чрезвычайные ситуации // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2019. – № 4. – С. 89-97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-kollektivnyh-znaniy-pri-reagirovanii-na-chrezvychaynye-situatsii (дата обращения: 30.09.2020).
  61. Кабанов А.А., Максимов А.В., Уткин О.В. О возможности создания экспертной системы судебной экспертизы // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). – СПб Университет ГПС МЧС РФ. 2018. №3 (27). – С. 12-15. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36323804_77296426.pdf (дата обращения: 30.09.2020).
  62. Капульцевич А.Е. Мысленная передача информации: Сб. статей. – СПб.: СПХФА, 2016. – 100с.
  63. Венда В.Г. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология информатика. – М.: Машиностроение, 1990. – 448 с.
  64. Каспаров Г. Человек и компьютер: взгляд в будущее / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер,2018. – 398 с.

Loading