Жабборов Бахтиёр Боходирович. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Жабборов Бахтиёр Боходирович

Андижанский государственный университет

Преподаватель кафедры строительства гражданского общества

Андижан, Узбекистан

Jabborov Bakhtiyor Bohodirovich 

Andijan State University

Assistant of professor of the Civil society construction department

Andijan, Uzbekistan

E-Mail: talant3333@mail.ru

УДК 1:316

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные перспективные направления в развитии философии в Узбекистане с первых лет независимости (1991 г.) до настоящего времени.

Ключевые слова: философия и философы Узбекистана, независимость, духовные ценности, направления развития философии.

 

Prospects for the development of Uzbek philosophy

 

Abstract. In given article the main prospect directions in the development of philosophy in Uzbekistan from the first years of independence (1991) to the present are considered.

Keywords: philosophy and philosophers of Uzbekistan, independence, spiritual values, directions for development of philosophy.

 

Перспективы развития узбекской философии

 

С первых лет независимости в Республике Узбекистан был принят курс на сохранение древней философской традиции и возрождения тех ее исторических основ, которые в годы существования СССР были искажены, изменены и выражены лояльным по отношению к Советской власти образом. В первую очередь такая задача стояла перед Институтом философии Академии наук Республики Узбекистан – возрождение истинного значения философских трудов крупнейших узбекских ученых-мыслителей. Имея такую богатую историю философии прошлого, проявившуюся в трудах величайших центральноазиатских мыслителей, таких как Ар-Рази, Аль-Бируни, Аль-Фергани, Аль-Фараби, Ибн Сино, Амир Темур, Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Бабур и многих других, важно было сохранить и передать потомкам ее основную идею и бесценное значение.

Известный узбекский философ, доктор философских наук, Академик АН Республики Узбекистан Саид Шермухамедович Шермухамедов посвятил много времени систематизации узбекской философии, а также созданию информационной базы узбекских философов. Именно С.Шермухамедову принадлежит идея использования термина «узбекская философия».

В Республике Узбекистан, философы, опираясь на концепции, положения и принципы, выдвинутые Правительством страны еще в начале 90-х гг. ХХ в., внесли свой значительный вклад в становление и дальнейшее развитие философии независимости, разработали рациональную основу разрешения проблем и решения задач, многоуровневого реформирования узбекистанского общества, систематизации путей достижения в стране правового государства и гражданского общества. Все это нашло свое отражение в колоссальных переменах в понимании содержания и методологической установки ранее сформировавшихся направлений, а также в возникновении новых. Как результат, был дан старт развитию узбекской философии, формированию различных ее школ, а также произошли коренные перемены в подготовке кадров по философским и смежным дисциплинам. Еще с начала 1990-х гг. во многих вузах Узбекистана стаи создаваться новые факультеты, направления, отделения и кафедры философского профиля. Эти новации сопутствуют и содействуют дальнейшему развитию философской науки и укреплению независимости Республики Узбекистан.

В настоящее время все силы философов Узбекистана направлены на исследования в области истории философии, истории общественно-философской мысли, философии и методологии науки, гносеологии, онтологии, аксиологии, философских проблем становления и развития рыночной экономики, истории и теории культуры, философии человека, философии политики, философии права, философии культуры, философии языкознания, философии экологической культуры, философии религии и свободомыслия, философии согласия и т.д.

Особую актуальность в теоретическом и прикладном смыслах приобрел следующий круг вопросов и проблем, ставший предметом исследования философов Узбекистана: независимость Узбекистана, духовность, духовно-культурное возрождение, национальные и общечеловеческие ценности, просветительское движение в Туркестане, национальное и мировое духовно-культурное наследие, духовность и развитие общества, основные направления и особенности духовного обновления общества в условиях независимости, национальная идея – проблемы и факторы формирования и развития, общечеловеческие ценности и духовное совершенствование, проблемы человека, общества, национальной независимости, национальной идеи и идеологии, проблемы развития мировоззрения современного человека, освоение духовности, воспитание национального самосознания и национальной гордости, основы духовного совершенствования человека, язык и мышление, повышение социально-духовного потенциала учащейся молодежи Узбекистана в условиях независимости, духовное обновление общества и изменение общественной психологии молодежи и др. [1].

Необходимо отметить, что исследования в области духовности и просветительства, их преподавание и пропаганда имеют особое теоретическое и прикладное значение для развития независимого Узбекистана, а также для интеграции в мировое сообщество. В период независимости значительный импульс к своему развитию получила история и теория культуры, освобожденная от зашоренности и субъективизма марксистско-ленинской философии [1].

Обновление общества, радикальная переоценка ценностей, переосмысление общественной жизни предъявляли свои требования – исследовать в новом ракурсе сущность человека и общества, выявить перспективы их развития, а также движущие силы и факторы социального прогресса.

Большое внимание в работах современных узбекистанских философов уделяется следующим темам и проблемам: культура и цивилизация; классификация наук и её место в истории культуры мусульманского Востока (IX-XV вв.); академик И.М.Муминов и его место в развитии национальной культуры узбекского народа; народные традиции и культура; время как фактор духовно-культурного развития общества   (теоретические   и   практические   проблемы   и   аспекты); история и теория культуры Узбекистана; население, семья, здоровье; культура, нравственность, человек; культура семейных отношений и воспитание здорового поколения; культура и личность; экономическая культура и факторы её формирования; социально-философский анализ воспитательной функции культуры; нравственная культура и особенности её развития; проблемы формирования культуры поведения и политической культуры в процессе воспитания молодёжи независимой Республики Узбекистан; роль средств массовой информации в культурной жизни общества в условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям и многие другие [1].

Также нужно отметить и тот факт, что в сфере социальной философии произошло отпочкование таких специальных самостоятельных отраслей, направлений познания, как философские проблемы экологии,  философские проблемы становления и развития рыночной экономики, философия политики, философия права, философия культуры, философия религии и свободомыслия, философия языкознания и др. Что касается проблем экологии, то с позиций современной философии они рассматриваются как насущные проблемы планетарного масштаба во взаимосвязи с другими глобальными проблемами.

В сфере философии политики особый интерес вызвали и продолжают вызывать вопросы, связанные с собственным путем развития Республики Узбекистан, соотношение политики и социальной справедливости, политики и блага, вопросы управления политической жизнью, вопросы теории и практики политики в условиях рыночной экономики, вопросы политической культуры, повышения политической грамотности и политической ответственности, вопросы международной политики, кадровой политики, гендерного равенства в политике, вопросы функционирования институтов гражданского общества и многие другие. Так, в частности, в работах доктора философских наук Л.А.Курбановой нашли свое отражение вопросы, связанные с соотношением антропологии и политической элитологии [2].

В целом философия политики как новое направление в нашей философии сформировалась и функционирует как осознание в рационально-теоретической форме данного феномена политики, имеющего в качестве своего предмета власть и государство, обоснование их цели и средств её реализации, места, роли и значения в культуре и обществе, развивающемся по пути независимости, в социальном прогрессе [1].

Определенный интерес представляют исследования, проводимые узбекистанскими философами в сфере философии права. В различных аспектах рассматриваются такие вопросы как права человека, правовая база реформ в Республике Узбекистан, перспективы философии права, соотношение национального и общечеловеческого в праве, философско-правовые аспекты конституционализма, плюрализма и идеологии.

Одним из перспективных направлений в философии является философия экономики. Важное место в работах ряда узбекистанских исследователей занимают вопросы становления философии рыночной экономики, актуализировались направления стратегического развития Республики Узбекистан, в частности в экономической сфере жизни общества, выдвинутые Президентом Ш.М.Мирзиёевым [3], что нашло свое отражение в научных исследованиях, посвященных философскому анализу данной проблематики.

Также среди наиболее перспективных философских направлений, вызванных к жизни благодаря новому курсу развития, принятому в Республике Узбекистан, выделяются: философия духовности, философия религии и свободомыслия (проводится анализ вопросов, связанных с переоценкой нравственных ценностей, национальной культурой, духовным воспитанием личности и т.п.); философия спорта (изучаются философские основания физической культуры и спорта, формирования гармонически развитой личности); философия образования (в том числе исследование вопросов, связанных с философским осмысление системы непрерывного образования, системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров и др.) и ряд других.

Также индикатором активности философов из Узбекистана является тот факт, что с каждым новым Российским и Всемирным философским конгрессом количество участников из нашей страны неизменно растет.

Итак, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что почти 30 лет независимого развития Узбекистана позволили переосмыслить сущность и значение философии, открыли новые перспективы развития тех философских дисциплин, которые ранее практически не изучались или изучались с позиций верховной идеологии. Теоретические основы обновленной философской мысли уже заложены, теперь перед философами Узбекистана стоит задача наращивать имеющийся потенциал и содействовать применению всех инноваций в сфере философии на практике.

 

Список литературы:

 

  1. Шермухамедов С.Ш. Независимость и развитие философских наук в Узбекистане. – Ташкент: Истиклол нури, 2013. – 24 с.
  2. Курбанова Л.А. Философско-методологические особенности соотношения антропологии и элитологии. Автореферат докторской (DSc) диссертации по философским наукам. – Ташкент, 2018 г. – 65 с.
  3. Мирзиёев Ш.М.Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшем приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. – Ташкент: Ўзбекистон, 2017. – 104 с. 

 189 total views,  2 views today