Меняйлов Алексей Александрович. Философская линия любви в «Солярисе» Тарковского

 

Меняйлов Алексей Александрович

Писатель, член Российского философского общества (Москва)

Alexey A. Menyailov

Writer, member of the Russian philosophical society (Moscow)

Меняйлова Слатана Алексеевна

Режиссёр (Москва)

Slatana А. Menyailova

Regisseur (Moscow)

E-mail: vetersever19@yandex.ru

УДК 128

 

Философская линия любви в «Солярисе» Тарковского

 

Аннотация. По мнению авторов статьи, честность – это главное условие Контакта, поэтому мыслящий Океан планеты Соляриса на контакт с землянами, пока они лживы, не идёт. Мыслящий Океан ждёт, не изменятся ли люди от контакта с самыми болезненными, а потому самыми значимыми событиями прошлого, в случае Криса – от контакта с Хари, покончившей с собой во многом по вине Криса. Мыслящий Океан планеты Соляриса ждёт, когда люди станут честными и наедине с собой, и в общении с другими людьми.

Ключевые слова: честность, совесть, контакт с внеземным разумом, сложность познания космоса человеком.

 

Philosophical love line in “Solaris” by Tarkovsky

Abstract. According to the authors of the article, honesty is the main condition for Contact, so the thinking Ocean of the planet Solaris on contact with earthlings, while they are lying, does not go. The thinking Ocean is waiting for people to change from contact with the most painful, and therefore the most significant events of the past, in the case of Chris – from contact with Hari, who committed suicide largely through Chris ‘ fault. The thinking Ocean of the planet Solaris is waiting for people to become honest and alone, and in communication with other people.

Keywords: honesty, conscience, contact with extraterrestrial intelligence, the complexity of human knowledge of the cosmos.

 

Философская линия любви в «Солярисе» Тарковского

Художник-гений мыслит каким-то особенным сектором мозга, излагать обретённое получается у него образно, поэтому мы, чтобы получить возможность его киношедевр обсуждать, нуждаемся в переводе показанного на понятийный язык, он же язык философский.

В общем случае разбор любого сюжета надо начинать с женщины: в «Солярисе» она, по счастью, одна – Хари. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что на станции «Солярис» дубликат Хари – не женщина, а только имеет оболочку женщины. Крис это быстро понял, скажем, когда он попытался заломить Хари руки за спину, чтобы её связать. Но Хари высвободилась легко, лёгким движением – как будто со стороны Криса и не было никаких усилий. Да, конечно, нечеловечность Хари можно было понять ещё и по тому, что на её платье была не застёжка, а только имитация застёжки, поэтому Крису, когда он стал раздевать Хари, пришлось её платье разрезать. Но главное отличие дубликата от прототипа было то, что, как рассказывает Крис, – а повествование ведёт он, что называется от первого лица, – дубликат пытается быть честной. Земная Хари условно честной пыталась казаться только под страшной клятвой, а новая Хари пыталась и так. Тем отображая характер мыслящего Океана планеты Солярис. Честность – это, вообще говоря, главное условие Контакта, поэтому мыслящий Океан Соляриса на контакт с землянами не идёт. Мыслящий Океан ждёт, не изменятся ли люди от контакта с самыми болезненными, а потому самыми значимыми событиями прошлого, в случае Криса – от контакта с Хари, покончившей с собой во многом по вине Криса.

Повествование, повторимся, ведёт Крис, поэтому, чтобы выявить те в описании действительности деформации, которые он от себя в описание событий привносит, чтобы себя оправдать, надо понять, а до какой степени он сам нечестен. Напомним, нечестный не способен вообще ни на какой товарищеский контакт – с высокоразвитой цивилизацией иных планет в том числе.

Вот тут-то исследователю и нужна любовная линия Криса с предыдущей версией Хари. Крис нам о себе сообщает, что он психолог. Он даже учёный-психолог высочайшей квалификации. Этот учёный-психолог нам сообщает, что предотвратить самоубийство он не смог. Более того, Крис нам сообщает, что для него было полной неожиданностью, что Хари с собой покончила. Что он её самоубийства не хотел. А то, что он оставил ей яд, которым она отравилась, якобы чистая случайность. Дескать, он и сейчас не понимает в случае Хари что, как и почему.

Ложь всё это со стороны Криса или правда? От классиков детективного жанра, от той же высокоодарённой Агаты Кристи, мы знаем, что для того, чтобы произошло убийство или самоубийство, необходимо, чтобы все вокруг будущего покойника желали ему смерти. И чтобы покойник сам желал себе смерти. Был бы хоть один, кто бы смерти не желал, покойник бы не образовался. Исходная Хари умереть хотела, и это мы знаем по тому, что попытка суицида ей удалась. Но желал ей смерти и сам Крис. Так что врёт нам Крис в этом его описании своих взаимоотношений с Хари. Но если он врёт в чём-нибудь одном, то вполне может врать и в другом. Его надо разоблачить – всякому, кто хочет понять, что, собственно, происходит там, на орбите планеты Солярис. А происходит там нечто весьма красивое.

Но для начала, откуда у Криса, внешне столь к Хари нежного, ну прям идеальный он муж, такая к ней звериная ненависть? А ничего нового. «Ты сердишься – значит, ты неправ», – сказал великий Римский император устами Шекспира. То есть всё просто: если ты в семье не выполняешь функции полноценного мужа, если ты максимум любовник и добытчик материальных средств, и обоюдным духовным ростом не озабочен, то ты не прав. А значит, начинаешь ненавидеть. Именно так устроено большинство вокруг нас браков. Вроде бы ничего особенного не происходит, отношения начинались с нежности, но вот проходит сколько-то времени и супруги уже люто друг друга ненавидят, еле друг друга терпят. Объяснение простое: ни он не выполняет высокого предназначения мужчины, ни она высокого предназначения женщины. Ни он не помогал ей с философским постижением мира, ни она ему – в том же самом.

Ну так и что? Мало ли в каких семьях в этом друг другу не помогают, но ведь не все же кончают самоубийством? Чем они, Крис и Хари, от прочих друг другу не помогающих отличаются? Чем вполне определимо. Чтобы покончить с собой, надо зарядиться сильнейшей ненавистью, которая непроизвольно переносится и на самого себя. А, чтобы зарядиться, надо стать особенно неправым. Особенная неправота возникает при отрицательном контакте с Учителем, то есть с человеком более полноценным, в большей степени Философом. Проще говоря, Хари и Крис пересекались с кем-то из тех, кого принято называть Учителем. Пересеклись, его предали – ну Хари и покончила.

Именно Крису и Хари было проще, чем многим прочим, с искомым гипотетическим Учителем пересечься. Крис вращался в научной среде, и как раз здесь повышенная вероятность пересечься с основоположником, Философом с большой буквы. Хари тоже, судя по тому, что она спала с Крисом, вращалась в той же среде. Скорее всего, и предыдущие любовники Хари тоже были из научной среды. Вряд ли основоположник был её любовником, он бы до этого не опустился, но пересечься с ним ей было легче. Пересеклась – и не просто ему не помогла, а, скорее всего, как-то ему подгадила. Тут она особенно не права, а значит, естественное воздаяние будет в форме, по меньшей мере, повышенной ненависти вообще ко всем – и к себе самой тоже.

Тут полная аналогия с историей с Иудой Искариотом. Предав Учителя, Иуда повесился. Часто полагают, что он повесился потому, что его замучила совесть. Но есть и другое объяснение: Учитель был значительный, предательство Его было большей неправотой, чем при предательстве кого-либо ещё, отсюда ненависть ко всем, и к себе самому тоже, у Иуды появилась большая, чем обычно – вот он пошёл и удавился.

Крис тоже не наивный голубь. Он, конечно, в тексте повести врёт о себе больше, чем о Хари или Снауте, разобраться с лично его случаем труднее, но Тарковский привнёс в свою экранизацию «Соляриса» деталь, которая нам облегчает понимание утаиваемых Крисом слоёв повествования. Всем зрителям фильма Тарковского бросаются в глаза странные штаны Криса, в которых он прилетел на станцию «Солярис». В области паха что-то такое наворочено избыточное, что невольно привлекает внимание к паху Криса. Можно подумать, что это элемент такой модели скафандра. Но это не скафандр. Будь штаны частью скафандра, Крис бы его по прилёту снял и ходил бы по станции в удобной одежде. Но Крис не снял. Это такие штаны. Это личный Криса креатив. Он просто привлекает внимание к своему паху. Что интересно, внимание не женщин, которых на станции нет, а мужчин.

Особенно рьяно к своему паху привлекают внимание мужчины определённого типа. Всё просто: тот, кто особенно пренебрегает своими духовными обязанностями мужчины, проще говоря, тот, который женщинам не просто не помогает, но и при всяком удобном случае им пытается подгадить, к примеру, отягощая их биографии дополнительными половыми связями, проще говоря, тот, кто неестественен, тот будет неизбежно чувствовать себя неестественным, то есть неполноценным – как мужчина. Правильный выход из этого неприятного самоощущения – начать помогать женщинам в постижении устройства жизни. А неправильный способ мы видим вокруг нас: имеющие основания ощущать себя неполноценными начинают или привлекать визуальное внимание к своему паху, или навязывать окружающим обсуждение своего члена, приобретать материальные секс-символы – вроде автомобилей определённых марок.

Так что Крис и Хари два сапога пара: он – со скрываемым ощущением особенной своей неполноценности, она – самоубийца, тоже по той же причине неестественности своей жизни. Такая вот линия любви двух взаимно лживых. С которыми Океан не желает вступать в Контакт.

Гениальность Станислава Лема, автора бумажной версии «Соляриса», ещё и в том, что он вложился ещё и в научную психосоматику. Прямая постановка задачи известна всем: есть болезнь, к примеру, одышка, теперь надо выявить ту философскую проблему, в которой заплутался заболевший, в проблеме этой разобраться, назвать в этом секторе вещи своими именами – и одышка пройдёт. Этот маршрут в случае с одышкой подтверждает практика.

Но возможна и обратная постановка задачи. Вот автора волнует какая-то проблема, и, поскольку всякая философская проблема имеет то или иное психосоматическое проявление, то, чтобы твоя умственная работа стала благословением и для окружающих тоже, надо выявить, какое заболевание вылечивается, если освоить эту проблему достаточно глубоко. Не поверхностно, как принято у дилетантов, а глубоко и притом достаточно. Что интересно, сразу у троих персонажей «Соляриса» есть проблемы с дыханием. Проще говоря, у них одышка. Можно, опираясь на «Солярис», обсудить разбираемую в нём тему достаточно глубоко, чтобы достигалось выздоровление от называния вещей своими именами, но это тема для следующей публикации.

Loading