Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

 

Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

В промежутке между выпусками Новостей проекта в рамках Всемирного дня философии в Санкт-Петербургском Государственном институте психологии и социальной работы прошел круглый стол «Социальные проблемы цифровой экономики», для которого была подготовлена небольшая публикация по теме «Новые требования к подготовке и переподготовке кадров в условиях цифровой трансформации экономики».

Для пояснения того, как эта тема связана с развитием экосистемы проектов «С высоты птичьего полета», нужно обратить внимание на то, что различные способы съемки с высоты до сих пор служили, в первую очередь, основой комплексной визуализации объектов культурного и природного наследия. Но сами технологии комплексной визуализации за время работы по проектам развились уже до того уровня, когда  применение их результатов возможно по самому широкому спектру: от передачи красоты природных ландшафтов и исторических памятников до решения сложных технических задач сохранения природного и культурного наследия.

Поэтому сегодня Новости проекта будут посвящены пояснению именно этой, технической, составляющей работы с материалами комплексной визуализации. Более того, сама логика развития экосистемы проектов, которая с самого начала строилась на вовлечении участников в высокотехнологичную деятельность, вывела разработчиков на еще один круг задач, решаемых в процессе цифровой трансформации общества: трансформация опирается на технологические изменения, и эти процессы предъявляют, конечно, новые требования к компетенциям и навыкам участников технологического прорыва.  Постараемся далее кратко осветить и эту сторону.

Говоря о новых технологических возможностях, стоит обратить внимание на те технологии, которые, с одной стороны, используют с максимальной отдачей все материалы визуализации от фотофиксации до лазерного сканирования, а с другой стороны, позволяют в наиболее полной форме добиться соответствия трехмерной природе объектов.

Особое внимание привлекают, в связи с этим, так называемые «воксельные технологии», название которых происходит от соединения Volume и Pixel. Воксель – это объемный элемент моделирования, который может не только отражать видимые глазом свойства, но и нести внутри себя свойства, определяемые законами природы. Последние проявляют себя при моделирование, конечно, через те или иные алгоритмы.

Следующим шагом в развитии данной технологии должна стать возможность передачи динамики процессов, то есть добавления «координаты» времени. И тогда из динамических вокселей будут созданы изменяющиеся во времени модели наиболее близко подходящие к понятию «цифровые двойники».

О цифровых двойниках (digital twins) обычно говорят в том случае, когда на этапе проектирования в цифровой прототип закладывают все необходимые технические и технологические ограничения и требования.

Но исторические памятники, конечно, не могут в полной мере соответствовать указанным характеристикам прототипов, поскольку созданы сотни и тысячи лет назад. Еще сложнее выглядит задача цифрового моделирования для комплексных объектов, включающих в себя кроме созданных человеком памятников так же и природные объекты.

Тем не менее задача современной науки, решаемая с помощью названных технологий, заключается в создании максимально полно передающей особенности физического объекта его цифровой модели.

Кроме понятной задачи фиксации на определенный момент внешнего вида и состояния памятника, данные решения должны обеспечить новые возможности применения инновационных решений для сохранения, а в необходимых случаях, и реставрации памятников.

Суть такого решения в том, что наряду с моделью объекта создается и модель инновационного решения. Последняя перед применением инновационного решения должна быть адаптирована к требованиям, характеристикам и ограничениям, отраженным в модели объекта. И происходит это именно в виде создания единой модели, отражающей предстоящий физический процесс.

Конечно, для использования всех этих технологических возможностей, которые являются одной из важнейших составных частей нового технологического уклада, необходимо привлечь к созданию моделей                     большое число специалистов, поскольку понятно, что происходящая цифровизация должна охватить все стороны существования физического мира.

В случае решения задач сохранения памятников объектами оцифровки являются не только сами памятники и решения по их консервации и реставрации, но и воздействия окружающей среды, включая все природные и техногенные факторы.

Как указано в упомянутой в начале данных Новостей публикации, число инженеров, выпускаемых ежегодно образовательными учреждениями России, по-прежнему одно из самых больших в мире и составляет более 450 тысяч человек. И важной социальной задачей в условиях формирования цифровой экономики является включение этих специалистов в процесс всеохватывающей цифровизации.

А в  рамках наших проектов речь идет о цифровизации памятников культурного и природного наследия. Без этого эффективное использование цифровых технологий в сфере сохранения наследия невозможно.

В заключение обратим внимание на еще один важный аспект цифровизации. Дело в том, что наличие максимальной полной, передающей всю важную с точки зрения сохранения объекта наследия его цифровой модели повышает финансовую оценку того региона, где памятник расположен. И может быть достигнут не только первичный результат – «знаем и понимаем все процессы, значит можем снизить риски», но и результат более комплексный, когда модель памятника – основа  комплексного и устойчивого развития потенциала региона во всех сопряженных направлениях активности: научной, образовательной, производственной и, конечно, туристической, а также различных форм увеличения популярности и привлекательности региона.

В случае, когда памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, нами предлагается включение цифровой модели, разработанной в соответствии со стандартами создания цифровой модели, которые еще предстоит согласовать, в требования по периодической отчетности о состоянии памятника. Также как проведение всех работ по сохранению и реставрации памятника, по нашему мнению, должно осуществляться только на основе предварительного цифрового моделирования процесса таких работ.

Выполнение этих требований поднимет на новый уровень реализацию базовых идей и принципов Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия.

В рамках экосистемы проектов «С высоты птичьего полета» также планируем реализовать изложенные подходы применительно к памятникам, имеющим национальный и региональный статус, а также к памятникам, которые станут фокусом внимания и приложения сил в проекте «Сохранение культурного наследия исчезающих народов».

 

 

 

116 просмотров всего, 1 просмотров сегодня