Семено Анастасия Александровна. Практики проектной деятельности в работе с семьей в системе некоммерческих организаций

Семено Анастасия Александровна  

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,

кандидат педагогических наук,

Semeno Anastasia,

Saint-Petersburg state Institute of psychology and social work,

candidate of pedagogical Sciences,

E-mail: aasemeno@yandex.ru

 

УДК 316.550

 

Практики проектной деятельности в работе с семьей в системе некоммерческих организаций

 

 

Аннотация. В данной статье дается анализ о практике социального проектирования в работе с семьей, в системе некоммерческой организации. В настоящее время много говорят о проектировании именно в социальной сфере, используя термин – «проект». Термин устойчиво внедрился в современный лексикон социальных работников, как неотъемлемая часть социальной работы, хотя в русском языке «проект» означает замысел, план сооружения или устройства, предварительные текст того или иного документа, прототип какого либо объекта. Деятельность же российских служб традиционно осуществляется в соответствии с конкретными положениями, программами и планами. Изначально, понятие проект стали употреблять некоммерческие организации, деятельность которых не регламентируется рамками ведомственных инструкций. Некоммерческие организации реагировали на самые острые социальные проблемы, и именно эти действия стали называться проектами.

Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность, семья, инновационная работа, социальная работа, проблемы, некоммерческая организация.

 

Practice of project activities in working with the family in the system of non-profit organizations

Abstract.. This article analyzes the practice of social design in working with the family, in the system of non-profit organizations. Currently, a lot of talk about the design is in the social sphere, using the term – “project”. The term has been steadily introduced into the modern vocabulary of social workers as an integral part of social work, although in Russian “project” means the idea, plan of construction or device, the preliminary text of a document, a prototype of an object. The activities of the Russian services are traditionally carried out in accordance with specific regulations, programs and plans. Initially, the concept of the project began to be used by non-profit organizations, whose activities are not regulated by the framework of departmental instructions. Non-profit organizations responded to the most acute social problems, and these actions became known as projects.

 

Key words: design, project activity, family, innovative work, social work, problems, non-profit organization.

 

 

Семья – старейшая и наиболее распространенная форма общественной жизни. Семья является основой существования общества, о чем свидетельствуют многие её задачи и основные функции. В любой семье наступает момент, когда супруги испытывают на себе проблемы современной семьи, решать которые необходимо в обязательном порядке.

Основные проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных проблем. Причинами современных семейных проблем, среди прочего, являются, ухудшение экономической ситуации, т.е. безработица, низкая заработная плата, увеличение стоимости жизни и образования. Эти факторы оказывают негативное влияние на семью и ее развитие, поскольку отнимают много времени для поддержки семьи, а иногда заставляют забывать о таких обязанностях, как воспитание детей [8, с. 19].

Рассмотрим цели, преследуемые некоммерческими организациями. Согласно законодательству РФ каждая коммерческая организация служит активатором определенных общественных процессов. Сотрудники НКО должны считать призванием свою работу, которая содействует благу людей.

Бывает так, что иностранцы становятся сотрудниками НКО и конспирируются под эту систему, которая финансировалась из-за рубежа. Если некоммерческие организации будут работать только в своей сфере деятельности, то это послужит развитием общественных, культурных, правовых ценностей.

Основные цели НКО следующие [2, с. 77]:

  • защитить права и свободы граждан;
  • развивать и делать популярным спорт и здоровый образ жизни;
  • заботиться о нематериальных нуждах населения;
  • контролировать реализацию законотворческой деятельности.

По статистике примерно 50% граждан готовы участвовать в благотворительности (в какой-то мере). Например, люди охотно жертвуют продукты или одежду, тем самым они принимают участие в деятельности некоммерческих объединений.

Тогда как другие считают, что материальная помощь не решает проблемы обездоленных, а умножает количество «нуждающихся». Люди со скептическим складом ума негативно отзываются о том, как НКО распоряжаются средствами, считая, что основная часть денег поступает на счета руководителей объединения. Однако каждая финансовая операция открыта для общественности. Привлекают внимание следующие факторы:

  • большую роль в сотрудничестве населения с некоммерческими организациями играет доверие (если человек не доверяет НКО, то его ничем не привлечешь);
  • отзывы людей, которые пользовались услугами той или иной НКО могут рекламировать услуги этих организаций;
  • видимые результаты работы некоммерческой структуры привлекают внимание общественности своими трудами [1, с. 16].

Основной спецификой некоммерческих учреждений в работе с семьей являются: просветительская деятельность; социальные и благотворительные проекты; социальное консультирование.

Заниматься спонсорством и управлением некоммерческими организациями могут как зарубежные, так и местные руководители. При этом НКО имеют право зарабатывать определенные деньги и другие материальные средства, но прибыль, полученная компанией, должна быть использована только для целей, которые закреплены уставом организации (например, развитие образования, медицины или благотворительности).

Актуальность проектной деятельности в социальной деятельности в работе с семьей состоит в том, что она  инициирует нестандартные решения, препятствующие созданию неблагополучной  обстановки внутри семьи, по средствам реализации различных программ, направленных на поддержку семьи, находящейся в кризисной ситуации. НКО имеет большое значение для развития семьи, а также коррекции внутрисемейного развития и воспитания. По большому счету, данные технологии предполагают ориентирование социальной работы внутри проблемной семьи на обеспечение прав и защиту интересов детей. Технологии, используемые НКО позволяют не только социализировать детей попавших на воспитание в такое НКО, но также позволяет скорректировать поведение родителей по отношению к детям. Особенно эта проблема заметна в ситуации приемных детей и усыновленных детей. Также важно отметить, что социальные НКО предоставляют семьям и детям корректировать свои психические процессы и состояния в рамках социального, педагогического и психологического воздействия на личность как ребенка, так и взрослых членов семьи [1].

Для изучения проектной деятельности организации в работе с семьей  были проанализированы документы, регламентирующие деятельность некоммерческой организации:  устав ЧУСО «Детская деревня – SOS  Пушкин», должностная инструкция специалиста по социальной работе, Национальная концепция FSP, годовой отчет за 2017 год [5].

Анализируя деятельность ЧУСО «Детская деревня – SOS  Пушкин» можно выявить  использование проектной деятельности в работе с семьей. В отчетности о своей деятельности за 2017 год указывается, что сотрудники укрепления семьи организовывали обучающие группы и индивидуальную ознакомительную, производственную и исследовательскую практику студентов профильных вузов. Данная деятельность указывается как «Проект «Учебно-практическая лаборатория «Психолого-социальная клиника». Данный проект реализуется программами Укрепления семьи в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы с 2012 года. Сотрудники программы укрепления семьи организовывали обучающие группы и индивидуальную ознакомительную, производственную и исследовательскую практику студентов профильных вузов, будущих специалистов помогающих профессий.

В 2017 году разработаны две новые авторские программы в сфере оказания социально-психологической помощи [6]:

  • программа коррекции детско-родительских отношений «Быть вместе»;
  • программа социальной профилактики суицидального поведения подростков, а также дополнены и имплементированы профилактические программы для детей и подростков в образовательных учреждениях (по профилактике насилия, зависимого поведения, передачи ВИЧ-инфекции и др.)

Также, с 1 октября 2017 года на базе программ укрепления семьи стартовал Благотворительный проект «Grow happily» («Расти счастливыми»), для детей от 0 до 18 лет, имеющих сложности в развитии и нуждающихся в поддержке, и их родителей.

Кроме этого, в Национальной концепции FSP (Национальная концепция оказания услуг семьям и детям в рамках программ укрепления семьи. Российский комитет «Детские деревни – SOS») указывается в планировании бюджета затраты на развитие проекта, а также расходы на проведение мероприятий с органами власти, другими НКО, направленными на расширение знаний о деятельности программы в целом и популяризацию отдельных проектов.

Результаты метода анализа документов показал, что:

  1. В некоторых пунктах Национальной концепции FSP и  в отчетности деятельности «ЧУСО «Детская деревня – SOS Пушкин» за 2017 год указано, что некоммерческая организация осуществляет проектную деятельность.
  2. В ЧУСО «Детские деревни – SOS Пушкин» проводится большой спектр по оказанию целого комплекса услуг (социально-медицинские, социально–психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-правовые) неблагополучным семьям и благополучным семьям, находящимся в кризисной ситуации.
  3. Проектная деятельность «ЧУСО «Детская деревня – SOS Пушкин» ведется по трем основным программам: программа «Экология семьи»; программа «Гамма»; программа «Семья – мама и я».
  4. Были проанализированы проекты, направленные на коррекцию детско-родительских отношений «Быть вместе», благотворительный проект «Расти счастливыми», проект «Учебно-практическая лаборатория «Психолого-социальная клиника». Множество проектов «ЧУСО «Детская деревня – SOS Пушкин» свидетельствует о насыщенной проектной деятельности, направленной на преодоление кризисной ситуации семьи.

В ходе экспертного интервью с руководителем программы ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» Канцыпко Е.В. необходимо было выявить и направления проектной деятельности в работе с семьей в системе некоммерческой организации.

Для цели были и решены задачи [7]:

  • изучить опыт проектной деятельности в организации;
  • выявить с какими категориями семей работает организация;
  • выявить основные проблемы реализации проекта в организации;

Анализируя интервью с руководителем программы ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» можно сделать вывод, что основным документом, который формализует направление проектной деятельности организации, выступает устав. Цель проектов задают международные стандарты и основываются на законодательстве Российской Федерации. На данный момент тенденция разработки новых проектов идет на то, чтобы искать уникальные услуги, которые отличали бы организацию от других НКО.

За последние два года был реализован проект «Расти счастливыми», с целью финансирования компании «Johnson & Johnson». Проект направлен на социальную поддержку детей, у которых есть сложности в развитии и их родителей. Данный проект привлекает специалистов: невролог, педиатр, логопед.

Кроме этого был реализован проект сопровождения в школе, где проводятся специалистами  ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» мероприятия с детьми, которые включают в себя группы по профилактике форм рисков поведения. Данный проект выявляет сложные ситуации в развитии ребенка.

Важной характеристикой проектной деятельности организации является не только наличие настоящих проектов, но и тех проектов, которые находятся в стадии разработки, так, например, разрабатывается проект «Кризисная квартира», где будет срочная социальная услуга – услуга кризисное размещение семьи.

ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» работает со следующими категориями семей:

  • неполная семья;
  • многодетная семья;
  • семья, сталкивающаяся с домашним насилием или с конфликтными взаимоотношениями.
  • семьи, имеющие аддиктивное поведение;
  • семьи, в которых родители носители ВИЧ-инфекции.

В ходе исследования выявилась проблема реализации проекта в организации – финансовый барьер. В виду того, что некоммерческая организация осуществляет свою деятельность за счет пожертвований и грантов, а в связи с социально-экономической     ситуацией в стране, объем пожертвований снижается. Из финансовой проблемы вытекает и коммуникационный барьер. Средств на финансирование PR-кампании  организации не хватает, но специалисты стараются взаимодействовать со СМИ и социальными сетями.

Другая проблема необходимость в программе по профилактике семейных разводов, данная проблема первоочередная и весьма значительная. Большинство семейных проблем приводят к расторжению брака, специалисты организации предоставляют всю необходимую помощь семьям, нуждающимся в данной помощи, но не хватает стандартизированного алгоритма помощи, так как проблема достаточно актуальная.

Кроме этого, отмечается организационный барьер, где процесс реализации весьма замедляется из-за длительного процесса согласования между ведомствами.

Таким образом, с помощью метода экспертного интервью, можно выделить следующие результаты:

  1. Проектная деятельность в работе с семьей в ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» осуществляется по трем основным программам: Программа «Экология семьи»; Программа «Семья – мама и я»; Программа «Гамма».
  2. Создаются проекты по финансированию компаний с целью поддержки детей имеющих задержки в развитии и поддержки их родителей, а также по сопровождению детей из неблагополучных семей в школе.
  3. Проектная деятельность направлена на работу со следующими категориями семей: неполная семья; многодетная семья; семья, сталкивающаяся с домашним насилием или с конфликтными взаимоотношениями; семьи, имеющие аддиктивное поведение; семьи, в которых родители носители ВИЧ-инфекции.
  4. Основной проблемой ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» является нехватка финансирования PR-кампании, а также необходимость в программе по профилактике разводов и предразводных ситуаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин»  активно развивается, разрабатываются и усовершенствуются, за последние несколько лет были реализованы и внедрены проекты, связанные с финансированием компании, образовательные проекты, а также имеются проекты, разрабатывающиеся на данный момент.  Получателями социальных услуг ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» являются неблагополучные и благополучные семьи, находящиеся в кризисной ситуации. Проектная деятельность нацелена на решение различных категорий проблем семей. Также, мы выявили проблему ЧУСО «Детская деревня SOS – Пушкин» , которая заключается в достаточно высокой степени обращения семей в бракоразводном процессе.

Список литературы

  1. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Социальная работа и проектная деятельность с семьями: основные направления организации взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
  2. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Проектная деятельность с детьми и их семьями в образовательных организациях типа НКО// Педагогическое обозрение. – 2014. – № 10. – С. 54–67
  3. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные подходы к проектной деятельности в рамках социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Инновационное развитие современного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 25–40
  4. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Социально ответственные некоммерческие организации в педагогике и социальной работе. – Тверь: Зеркало, 2012. – 390 с.
  5. Дерягина Е.В., Семено А.А. Проектирование инновационной деятельности в специализированном учреждении. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. Т. 22. С. 84.
  6. Кравцова Е.К. Технологии социального проектирования в работе с семьей. – Воронеж: Слава, 2011. – С. 106–120
  7. Луков В.А., Социальное проектирование: учеб. пособие. – 6-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2006. – 240 с.
  8. Семено А.А., Ташина Т.М. Социально-педагогическое проектирование как образовательная технология. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. Т. 18. № 2. С. 114.

 

 

 

Loading