Ламинина Ольга Глебовна. Научно-техническая политика Российской Федерации – основные направления развития на современном этапе

Ламинина Ольга Глебовна

Московской государственный

технический университет

им.  Н.Э. Баумана

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры информационной

аналитики и политических технологий

Laminina Olga Glebovna
Bauman Moscow State Technical University
Candidate of philosophy, associate Professor,
associate Professor of Cathedra of Information
Analysts and Political Technologies
E-mail:Olga.Laminina@gmail.com

УДК 378.2

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные пути и направления формирования и развития научно-технической политики Российской Федерации, актуализируются обстоятельства ее реализации в условиях санкционированных отношений с большинством развитых стран мира.

Ключевые слова: наука, техника, научно-техническая политика, военно-технический прогресс, приоритетные направления.

 

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-TECHNICAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION — THE MAIN DIRECTIONS OF THE MODERN STAGE

Abstract: this article discusses the main ways and directions of development of scientific and technical policy of the Russian Federation, and actualizes the circumstances of its development at the present stage.

Keywords: science, technology, science and technology policy, military-technical progress, priority areas.

В современных условиях наука, техника и общественная практика наиболее тесно связаны экономическими, социальными, организационными, правовыми и другими отношениями. Научные знания и уровень развития техники становятся ценнейшим национальным богатством. Выбор наиболее перспективных направлений в развитии науки и техники, крупномасштабное и эффективное внедрение их достижений, обеспечивающее ускоренный прогресс общественного производства, становятся важнейшей функциональной деятельностью современного государства. Конкретно эта деятельность выражается в обосновании, разработке и реализации долговременной научно-технической политики.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.[2]

Определение в Федеральном Законе №127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» наиболее общих задач НТП потребовало детальной разработки теоретико-методологической модели, которая включает: выяснение сущности научно-технической политики, раскрытие содержания, структуры, обоснование принципов, механизма формирования и реализации. Практика показала, что теоретические основы научно-технической политики разработаны значительно меньше, чем, скажем, политики экономической, социальной, военной. В связи с чем были внесены изменения 2 ноября 2013 года. А еще распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №2433-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» были утверждены текущие приоритеты, определен перечнь тематических областей для финансирования поисковых и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий.  В приложение 1 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы включены: новые материалы и нанотехнологии; информационно-телекоммуникационные системы; биотехнологии; медицина и здравоохранение; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность и энергосбережение; междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности. [3]

Указом Президента Российской Федерации №642  от 01.12.2016 г. «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»  утверждены приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации. Среди них особое место занимают:

  • переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
  • переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
  • переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
  • переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
  • противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
  • связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
  • возможность эффективного ответа российского общества на

большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. [1]

Национальные научно-технологические приоритеты реализуются также с помощью национальных научно-технических и инновационных программ, федеральных и отраслевых целевых программ, в том числе ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на период 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации  21 мая 2013 г. № 426). Для реализации этой программы общий объем финансирования на 2014-2020 годы составляет 239 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 202.2 млрд. рублей. Вторая Федеральная Программа предусматривает подготовку интеллектуального потенциала страны. Она  утверждена постановлением Правительства Российской Федерации  21 мая 2013 г. № 424 в редакции «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».  Общий объем финансирования для реализации этой программы на 2014-2020 гг. – 201.2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 153.5 млрд руб.). [3]

Если сформулировать в наиболее общем плане актуальность развития научно-технической политики российского государства, то она определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, резким возрастанием роли науки и техники в обеспечении более высоких темпов развития экономики, перевода общественного производства на путь интенсивного развития. Только интенсивная высокоразвитая экономика может обеспечить решение всех внутренних задач и укрепление позиций страны на международной арене.

Практика подтвердила, что использование достижений науки и техники с наибольшей эффективностью в современном производстве и в оборонной промышленности обеспечивается выработкой и проведением государством единой научно-технической политики.

Во-вторых, государство призвано в полной мере сконцентрировать ресурсы и усилия на национальной основе, привести в действие присущие обществу инструменты и стимулы для эффективного развертывания научно-технической революции.

В-третьих, возникновением в сфере науки и техники собственного высокоразвитого производства, постоянным возрастанием доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов и необходимостью их рационального использования для ускорения научно-технического прогресса. В сфере науки идет активная разработка более сложных материальных средств познания, углубляется разделение научно-исследовательского труда расширяется взаимодействие различных областей знания для решения социально-экономических и оборонных задач. Разработка долгосрочных комплексных программ научно-технического прогресса, планирование и организация исследовательского труда научных коллективов, общегосударственное управление развитием современной науки могут осуществляться лишь на прочном фундаменте единой научно-технической политики.

В-четвертых, расширением международных связей в области науки и техники, перенесением центра тяжести в межгосударственных отношениях на важнейшие направления научно-технического сотрудничества стран. Ряд государств вырабатывают на коллективной основе наиболее приемлемые пути решения крупных экономических, научно-технических и оборонных проблем, представляющих взаимный интерес, имеющих важное значение для укрепления своих позиций в мире. В некоторых областях ими вырабатывается единая научно-техническая политика, определяющая пути взаимодействия в сферах науки, техники, материального производства и капитального строительства. Она призвана осуществить глубокие структурные сдвиги во внешнеторговом обороте, придать экспорту и импорту более прогрессивный характер.

В-пятых, развертыванием соревнования и обострением борьбы между развитыми государствами и мировыми экономическими центрами в области научно-технического прогресса. Окончательная победа в этом соревновании неразрывно связана с обеспечением и закреплением авангардных позиций в области науки и техники.

В-шестых, значительным усложнением задач по обеспечению национальной безопасности государства, обеспечению вооруженных сил страны современными системами военной техники. Это требует внедрения глубоко обоснованных методов руководства военно-техническим прогрессом, вскрытия тенденций и закономерностей развития оружия и военной техники на длительный период, правильной оценки последствий такого развития, активного влияния на этот процесс в желаемом направлении, выработки рациональных методов планирования, программирования и оперативного управления военно-техническим прогрессом.

 

 

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642

«О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

  1. Рогов В. Б., Чугунова А. А. Основные направления государственной научно-технической политики в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 301–305. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65131.htm.
  2. http://www.increast.eu/ru/179.php — [электронный ресурс] (дата обращения: 01.06.2018).
  3. 0Федеральный Закон № 127 –ФЗ от 23 08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»
  4. Постановление Правительства РФ № 317 от 18.04.2016 г. «О реализации национальной технологической инициативы».
  5. Митрущенкова А.Н. Цифровые технологии как фактор развития технического творчества //Историческая и социально-образовательная мысль. 2015, № 3.

Пусько В.С. Роль технических наук в становлении общества знания //Гуманитарий Юга России. 2017. № 2.

Loading