Тухтаев Хусан Мирзаевич. Проблемы формирования нового философского мировоззрения о селах в Узбекистане

Тухтаев Хусан Мирзаевич

 Самарканд

Старший научный сотрудник-

Соискатель в СамГУ

Tukhtaev Khusan Mirzaevich

Samarkand

Senior researcher-

Applicant at SSU

E-Mail: tukhtaev88@gmail.com

УДК – 101.3

 

Проблемы формирования нового философского мировоззрения о селах в Узбекистане

 

Аннотация: в данной научной статье рассмотрены причины возникновения, формирования и этапы развития сел в условиях Узбекистана, их плачевное положение в условиях тоталитарного режима, объективные и субъективные факторы формирования нового мировоззрения о селах в условиях независимости, принципы формирования нового философского мировоззрения, определения и характеристики о селах.

 Ключевые слова: село, сельское население, сельская жизнь, тоталитарный режим, философское мировоззрение, историческое пространство и время, объективный и субъективный фактор, материальный фактор, духовный фактор, принцип.

 

Problems Of Formation Of A NewPhilosophical World-Oversight

About Villages In Uzbekistan»

 

 

Abstract: this article explores the causes of the emergence of villages, their formation and stages of development, the deplorable situation in the conditions of the totalitarian regime, the objective and subjective factors of the formation of a new worldview about the villages in conditions of independence, the principles of the formation of a new philosophical worldview about the villages, the new philosophical definition of the village and its Characteristic.

 

Key words: village, rural population, rural life, totalitarian regime, philosophical worldview, historical space and time, objective and subjective factor, material factor, spiritual factor, principle.

 

Узбекский народ занимает свое достойное место в истории мировой цивилизации, его великие представители внесли и вносят вклад в развитие человеческой цивилизации. Подлинные корни самобытной истории нашего народа прежде всего упираются в село, как истинный очаг всех его традиций и

  1. Причины возникновения сел. Причиной появления сел называются основные ситуации, обеспечивающие вынужденного достижения другого результата, после свершившихся в рамках системы взаимосвязи природы и общества, внутренних и внешних, объективных и субъективных, полноценных и специфических изменений. Таким образом, причинами появления сел в развитии человечества в качестве феномена, являются нижеследующие:
  • оберегания себя от нападения различных хищных животных и зимних холодов также от палящей жары отдаляющегося человечества от природного мира, то есть вынужденный выбор удобного место для проживания в целях сохранения жизни;
  • совместный поиск средств для существования, превращение места проживания обиталищем жизни посредством формирования совместного употребления собирая их на выбранном месте проживания;
  • формирование и развитие совместного коллективного труда для выращивания продовольствия, необходимого для удовлетворения потребностей проживающих в превращенной в обиталище жизни стоянке людей;
  • переработка земель вокруг стоянки для коллективного выращивания продовольствия людьми, в результате чего появление территорий относящихся к данной стоянке;
  • формирование семейных отношений среди совместно проживающих и трудящихся людей, разделение их в семьи, племена и родоплеменные последствии чего появлении целой системы сел;
  • упорядочение авторитетными людьми духовных взаимоотношений между жителями стоянок, на основе установленных нравственных норм и др.
  1. Этапы формирования и развития сел в историческом месте и времени.

Место появившихся сел на территории Узбекистана в историческом месте и времени можно разделить на следующие этапы:

  • села древнего периода (до V века н. э);
  • села средневековья (с начала VI – до конца XIX века);
  • села нового и самого нового периода (с начало XX века – до 90-х годов XX века);
  • села после обретения независимости (с сентября 1991 года по сей день).

Известно, что свойства появления, формирования и развития сел в основном зависел от характера имевшегося социально-экономического строя. Насколько был прогрессивным имеющийся социально экономический строй, села соответственно развивались, и наоборот, насколько был регрессивным социально-экономический строй, села также развивались на низком уровне или деградировались.

При социально-философском анализе свойств этапов появления, формирования и развития сел на территории Узбекистана, очевидны ниже следующие:

Во-первых, села на территории нашей страны появились в качестве результата стремления людей древних времен к проживанию в виде общин в целях удовлетворения потребности к продовольствию и одежды.

Во-вторых, узбекский народ в процессе исторического развития не проходил классический рабовладельческий строй, согласно этому, большинство населения сел занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, а остальная часть вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством.

В-третьих, занятие людей земледелием стало причиной увеличением количеством сел. Села, появившиеся в результате занятия родами земледелием, назывались именами этих родов, а после именами племен, а далее именами хозяев больших земель. Некоторые из них называются именами тех времен, к примеру Дурмон, Кунгират, Мангыт, Кипчак, Джалаир и т.д.

В-четвертых, в период средних веков села в основном были зависимы от крупных землевладельцев, падишахов, эмиров и ханов. Они даровали села кому пожелают виде собственности.

В-пятых, живущие в селах, в основном занимались выращиванием сельхозпродукции. Для этого они осваивали новые целинные земли, строили водяные сооружения, обеспечивали продовольствием и одеждой владельцев собственности.

В-шестых, село наполняло солдатами ряды вооруженных сил для обеспечения обороны страны или организации захватнических походов.

В-седьмых, село являлось основным звеном производственной структуры страны до свержения власти большевиками в 1917-1920 гг.

  1. Жалостное состояние сел в периоде социалистического режима. Население сел в периоде социалистического строя, господствовавшего в 1917-1991 гг. под руководством коммунистической партии в СССР пережили нижеследующие события, навевающие ужас:
  2. Во время гражданской войны, продолжившейся 1917-1920 гг. и после нее насильно отнимались зерна и другие продовольствия у сельского населения для содержания красной армии, а после, для обеспечения продовольствием населения городов. Сопротивляющиеся расстреливались на месте. В результате сельское население разорялось, лишившись всего.
  3. В селах отнимались земли, скоты, принадлежности сельского хозяйства дехканина, создавая колхозы, под предлогом осуществления коллективизации, ликвидировав частную собственность. Сопротивляющиеся были отправлены в ссылку в малонаселенные места страны, где тяжелые условия для жизни. К примеру в 1930-1931 гг. количество отправленных в ссылку из Средней Азии составило 6944 семей, 159 из которых отосланы в Казахстан, 2213 в Северный Кавказ, 3444 на Украину и 1128 в саму Среднюю Азию [1]. Большинство высланных на ссылку погибли, не вытерпев трудностей, и из-за тяжелых условий на местах.
  4. В 1932-1933 гг. скончались приблизительно 1/3 часть сельского населения в последствии голода. Причиной тому послужило отсутствие возможности обеспечения достаточным количеством продовольствия населения, насильно организованными колхозами.
  5. Во время войны 1941-1945 гг. выполнение сельскохозяйственных работ для обеспечения продовольствием и одеждой красную армию было возложено на женщин стариков и детей. В результате тысячи женщин, стариков и детей умерли, не вытерпев тяжелый труд на полях и голод.
  6. В течение 20 лет (1961-1980 гг.) население сел и городов было вынуждено употреблять кукурузный хлеб, вместо пшеничного, хотя в 1961 году коммунистической партией была принята программа создания «рая на земле – коммунизма». Особенно население, было вынуждено уменьшить количество деревьев в садах и поголовья скотов принадлежащие им, из-за налоговой политики коммунистической партии по отношении к селам.
  7. Предводители социалистического режима во время «развитого социализма» подняли выращивание хлопка, на уровень государственной политики, установив его монополию. Словом на все земли, даже на приусадебных участках людей был посажен хлопок. Поля были обработаны острыми ядовитыми химикатами посредством самолетов и тракторов, впоследствии которого большая часть сельского населения заболела гепатитом разной степени. Об этом И.А. Каримов писал: «Корни всех возникших в 90-тых года у нас проблем находятся в господствовавшем у нас тоталитарном стране, насаждении монокультуры хлопка, первоочередной цели по выращиванию хлопка.

В то время наш народ так изнемогал под гнетом, что это сложно объяснить словами. До сих пор не стерты с памяти нашего народа пролетающие и сыплющие на головы людей удобрения самолеты, множество детей болеющих гепатитом и другими заболеваниями» [2].

  1. Узбекистан выпал на последнее место по употреблению продовольственных продуктов на душу населения, в результате хлопковой монополии, несмотря на имеющиеся большие возможности для выращивания продуктов богатыми витаминами в селах страны. Например, употребление основных потребительских продуктов на душу населения составило нижеследующим образом: мясо и мясные изделия – 31 кг; молочная продукция – 183 кг; яйца – 97 штук; картошка – 29 кг; растительное и другие масла – 12 кг; сахар – 12 кг; фрукты, в том числе виноград – 23 кг [3]. Данный показатель был ниже среднего в масштабе союза. В результате этого большинство сельских женщин подверглось анемии.
  2. Не смотря на доблестный труд сельского населения, вытерпев знойный жар и не позволяя себе ничего лишнего во выполнения плана изготовления хлопка, установленного социалистическим строем, взяточные руководители партии, свившие гнездо в аппарате государственного правления в Москве, для скрытия от народа свои проделки и пользуясь не грамотностью узбекского народа придумали над ним «хлопковое дело» и под его предлогом в целях устрашения и других народностей организовали новую компанию подавления по отношению к узбекам. О коренной сути данной анти человеческой политики введенный центром и И.А Каримов говорил: «Когда мы говорим «хлопковое дело», отмечаем его последствия, мы в первую очередь понимаем то горе, которое оно принесло многим тысячам безвинных людей и рассматриваем эту искусственно развернутую кампанию компанию как очередной виток репрессий против нашего народа и нашей родины» [4].

Все завезенные социалистическим строем виды новой техники в узбекские села для выращивания сельскохозяйственной продукции были направлены на обеспечение хлопковой независимости СССР, во чтобы не стало. Основу государственной политики социалистического режима, веденной по отношению сел, составляла идея классовой борьбы, разработанной вождями политической партии К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Ленином. А в действительности классовая борьба – это систематическое подавление побежденных, победителями в процессе борьбы за жизнь.

  1. Объективные и субъективные факторы формирования нового философского мировоззрения о селе.

Начиная со дня обретения независимости узбекским народом, улучшение бытовых условий жителей сельского населения, было поднято на уровень государственной политики. О коренной сути и целях данной политики И.А. Каримов говорил: «Куда бы ни смотрели, повышение уровня жизни народа, плодотворности экономических реформ, планирование будущего – все упирается в сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства – это наш хлеб, наш дастархан. Поэтому все реформы мы должны начинать именно с реформ в сельском хозяйстве. Цель здесь – повышение производительности в сельском хозяйстве, повышение уровня жизни на селе, создание для них достойных условий жизни» [5]. Основываясь данному мнению методологического значения, для формирования нового философского мировоззрения о современных узбекских селах, прежде всего, необходимо иметь представление о его объективных и субъективных факторах.

В объективные факторы нового философского мировоззрения о селах выходят:

– посевная площадь сельского хозяйства;

– производство земледельческих продукций;

–  производство животноводческих продукций;

– организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность;

– фермерские хозяйства;

– подсобные хозяйства дехкан и населения;

– предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственных продукций и другие.

К примеру, на сегодняшней день в нашей стране общий объём посевной площади сельского хозяйства составляет 3678,2 тыс. гектаров, собранное зерно 850,5 тыс. тонн, изготовленное мясо 1906,3 тыс. тонн [6]. Из данного объективного фактора видно, что у нас обеспечена независимость по выращиванию зерна, а это служит объективным фактором и онтологической основой для нового философского мировоззрения о сельском хозяйстве формирующегося на основе идеи независимости в сознании населения нашей страны.

В субъективные факторы нового философского мировоззрения о современных селах выходят:

– сельское население;

– степень грамотности населения;

– образовательно-воспитательные учреждения;

– центры культуры и спортивные сооружения;

– степень земледельческой и животноводческой культуры;

– формированность предпринимательской культуры населения;

– повседневно бытовой образ населения;

– степень занятости населения и другие.

К примеру, в 2015 году общее количество сельского населения составило 15611,4 тыс. человек, что составило 49,4% от его общего числа. Из них количество занятых на сельском и лесном хозяйстве составило 3610,9 тыс. человек, количество учащихся в сельских школах 2198,4 тыс. человек [7]. Данные цифры означают необходимость осуществления многих работ по усилению активности субъективных факторов для гармоничного развития материальных и духовных факторов обеспечения свободной и благополучной жизни в селах.

  1. Принципы формирования нового философского мировоззрения о селе. Для решения данного вопроса, прежде всего, необходимо придерживаться следующим принципам:
  • Основываться принципам коллективизма, основанного на коллективное расселение сельского населения издревле и твердого соблюдения нравственных ценностей установленных коллективом в течение веков;
  • Биоэтика, то есть рациональное отношение к живой природе, основанная на накопленный опыт по выращиванию сельхозпродукции сельского населения;
  • Обеспечение непрерывного ввоза в села новых инновационных технологий для их всемерного развития;
  • Уравнение бытовой степени сельского населения с бытом населения города, при этом не превращение сел абсолютно в города, то есть сохранение их самобытности;
  • Превращение сел в эко туристические центры;
  • Не уничтожение экофона, флоры и фауны, а наоборот сохранение и приумножение их на территориях сел и лесов;
  • Осуществление деятельности с учетом развития культуры и производства и предпринимательства на основе гармонизации экономического и экологического сознания сельского населения.

С учетом результатов, выведенных из принципов, указанных выше, сочли нужным философски описать и характеризировать понятия села нижеследующим образом:

В Узбекистане село – это место, созданное для обеспечения свободной и благополучной жизни населения страны, имеющие места для всемерного труда, оказания услуг и отдыха, составленное из социально-экономических, политических, правовых, духовно просветительских систем. Ибо, поскольку это так «оптимизация посевных площадей и состава посева, внедрение передовых агротехнологий и повышение урожайности, увеличение выращивания фруктов, овощей и винограда [8], в целом модернизация и обеспечение ускоренного развития сельского хозяйства [9]» являются самыми актуальными вопросами сегодняшнего дня в сфере сельского хозяйства.

 

 

Литература:

 

  1. Земсков В.Н. Судьба «кулацкой ссылки»(1930 1954 гг.)// Отечественная история. М.:1994, №1.– С.118–120. Земсков В.Н. Спецпоселенцы//Социологические исследования.– М.: 1990,№ 11.– С. 4,10.
  2. Каримов И.А. Она юртимиз бахту иқболи ва буюк келажаги йўлида хизмат қилиш – энг олий саодатдир. – Т.: «Ўзбекистон»,2015.–Б.21.

3.Ўзбекистон Республикаси иқтисодий-ижтимоий тараққиётининг мустақиллик йилларидаги  асосий тенденция ва кўрсатгичлари. Статистик тўплам. – Т.: «Ўзбекистон», 2011. – 87.

  1. Каримов И.А. Она юртимиз бахту иқболи ва буюк келажаги йўлида хизмат қилиш – энг олий саодатдир. – Т.: «Ўзбекистон»,2015.–Б.25.
  2. Каримов И.А. Деҳқончилик тараққиёти – фаровонлик манбаи// Унинг ўзи. Биздан озод ва обод Ватан қолсин.Т.2. – Т.: «Ўзбекистон»,1996.– Б.158.
  3. Ўзбекистон Рақамларда 2015 й. – Т.: Ўзбекистон Республикаси Давлат статистика қўмитаси.Тезкор матбаа ва техник хизмат кўрсатиш бўлими,2015. – Б.133,138
  4. Ўзбекистонда ижтимоий ривожланиш ва турмуш даражаси.2016 йил.Статистик тўплам.– Т.: Ўзбекистон Республикаси Давлат статистика қўмитаси.Тезкор матбаа ва техник хизмат кўрсатиш бўлими,2016. – Б.30,46,125.
  5. Мирзиёев Ш.М. Танқидий таҳлил,қатъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик – ҳар бир раҳбар фаолиятининг кундалик қоидаси бўлиши керак// Халқ сўзи –2017.–16 январь.

9.Ўзбекистон Республикаси Президентининг Фармони. Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида. 2017 йил 7 февраль//Халқ сўзи –2017.–8 февраль.

 

129 просмотров всего, 3 просмотров сегодня