Семено Анастасия Александровна. Социальное проектирование, как инновационная практика работы с инвалидами

Семено Анастасия Александровна,  

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,

кандидат педагогических наук,

Semeno Anastasia,

Saint-Petersburg state Institute of psychology and social work,

candidate of pedagogical Sciences,

E-mail: aasemeno@yandex.ru

УДК 316.550

 

Социальное проектирование, как инновационная практика работы с инвалидами

 Ключевые слова: проектирование, социальное проектирование, инвалиды, инновационная работа, социальная работа, проблемы.

 Аннотация. Данная статья посвящена основным акцентам изучения и анализа социального проектирования как инновационной практике в работе с инвалидами.

 Keywords: design, social design, disabled, innovative work, social work problems.

 Abstract. This article is devoted to the main focus of the study and analysis of social planning as an innovative practice in working with disabled people.

 Social design as an innovative practice working with people with disabilities

Изменения российского общества в последние десятилетия двадцать первого века имели следующие последствия: появились новые, противоречивые структуры общества, где одни непомерно возвышены, а другие находятся в самом низу «социальной лестницы». Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пожилые люди, семьи с детьми и подростки.

В свою очередь произошло обострение проблем социального обслуживания, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Данный процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, которая стала феноменом цивилизованного общества. Часто органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

На современном этапе развития страны Президент и Правительство Российской Федерации определили решение социальных проблем населения одним из стратегических приоритетов государственной социальной политики. В течение десятилетия нередко в трудной социально-экономической ситуации последовательно осуществлялись поэтапные меры по укреплению систем жизнеобеспечения и повышению уровня жизни населения по созданию благоприятных возможностей для инвалидов. Одновременно предпринимались шаги, направленные на сохранение нравственных ценностей, носителями которых традиционно являются инвалиды, на укрепление солидарности поколений. Уделялось внимание вовлечению инвалидов в политическую, социальную и культурную жизнь.

В связи с этим одним из основных направлений преобразования социальной сферы является внедрение в деятельность социальных организаций, учреждений и служб качественно нового способа, благодаря которому совершенствовались бы социальные услуги, предоставляемые населению, а именно инновационные практики работы в качестве проектной деятельности. В этом отношении теоретические и методические вопросы использования проектной деятельности в деятельности организаций, прежде всего государственных, становятся особо актуальными.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н. А. Аитова, Г. А. Антонюка, И. В. Бестужева-Лады, Н. И. Лапина, И. И. Ляхова, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, Н. Г. Харитонова.

Для разработки и внедрения социальных проектов в деятельность организации нужны специально организованные условия: это и то, насколько организация готова к качественно новым изменениям, к увеличению «ассортимента» предоставляемых услуг, и то, обладает ли она совокупностью внутренних и внешних ресурсов, необходимых для реализации идей.

Социальное проектирование является инструментом исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются  последующей реализацией проекта.

Существуют множество определений социального проектирования, предлагаемых разными исследователями, где говориться, что проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.

Существуют особые характеристики социального проекта, позволяющие относить его к тому или иному типу. На основе таких характеристик, или критериев может осуществляться  классификация социальных проектов.

Социальные проекты могут различаться по направлению деятельности, по особенностям финансирования, по масштабам, по срокам реализации. Стоит отметить, что реализуемый социальный проект может одновременно относиться к нескольким типам проектов, в зависимости от параметра его оценки.

Нами было проведено исследование, в рамках анализа понятия инновационные практики у специалистов социальной сферы.

Почти всех опрошенных сотрудников устраивает работа центра, но в то же время, очень многие считают нужным вводить изменения в работу, таких оказалось 90%, для лучшего и более эффективного функционирования ПРЦ.

На вопрос, касающийся понимания сотрудниками термина «инновация», были получены следующие результаты:

– 60% сотрудников считают, что инновация – это процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований, а также процесс ее практического применения;

– 33% полагают, что это конечный результат внедрения новшества с целью получения положительного экономического, социального или другого эффекта;

– 7%  понимают под «инновацией» реализованную творческую идею, создавшая новую ценность.

На вопрос о том, что такое  «инновационная деятельность» респонденты ответили следующим образом:

– 40%  полагают, что это новый вид деятельности, необходимый любой организации в XXI веке.

– 10%  сотрудников считают, что это качественная характеристика любого вида деятельности.

– 50%  интерпретируют данный термин, как целенаправленный процесс разработки и внедрения инноваций.

Следующий вопрос касался понимания термина «инновационная организация» .

В ходе анализа этого вопроса были получены следующие данные:

– 33% считают, что это организация, в которой основное внимание уделяется созданию знаний в рамках научного и образовательного процесса и их коммерциализации.

– 67% – что это организация, в которой создана комплексная система управления инновационным процессом.

На вопрос, что такое «социальный проект» респонденты ответили следующим образом:

– 17% респондентов считают, что это результат инновационной деятельности, направленный на повышение эффективности социальной среды.

– 83% респондентов полагают, что это продукт социального проектирования, направленный на решение какой-либо конкретной задачи с применением новой идеи или технологии в рамках определенной системы.

Проанализировав вопросы, посвященные пониманию специалистов исследуемой организации основных терминов, инновационных практик и социального проектирования, мы можем констатировать, что сотрудники Центра не однозначно понимают термины, что, несомненно, является негативной тенденцией, которая снижает эффективность  их работы в области социального проектирования.

Для решения  данной проблемы, мы разработали рекомендации для отдельной структуры, которая отвечает за организацию инновационного процесса в центре:

– Создать определенные условия для сотрудников, которые способствовали бы повышению инновационной активности  Центра (проводить регулярные собрания для всех сотрудников, связанные именно с развитием центра как инновационного, открытые обсуждения проблем, касающихся предоставлению услуг клиентам).

– Проводить оценку результатов социального проектирования.

– Привлекать волонтеров для внедрения новых социальных проектов в  Центр.

– Организовывать семинары или тренинги для сотрудников по вопросам социального проектирования.

По итогам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что результативность разработки и внедрения современных  социальных проектов в деятельности Центра не высока, ввиду отсутствия в исследуемой организации факторов (условий), которые должны способствовать данному процессу.

В результате мы можем констатировать, что развитие Центра как инновационной организации не очень высок, что не позволяет предоставлять качественно новые услуги клиентам. Поэтому  мною  был предложен социальный проект, который содержит действия по созданию условий повышения эффективности внедрения инновационных социальных проектов, который захватывает не маловажный аспект жизни – это оказание дополнительных социально-бытовых и социально – досуговых услуг  гражданам силами волонтеров.

В связи с вышеперечисленным целесообразно разрабатывать инновационные практики, в качестве моделей или проектов, направленных на обучение определенных видов социально-досуговой деятельности инвалидов.

 

Список литературы

  1. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник/Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2013. – 214 с.
  2. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 129 с.
  3. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества (Опыт систематизации). – М., 2013. – 124 с.
  4. Войцеховский С.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 308 с.

 

Loading