Критика и библиография

Рецензия

на монографию М.Б. Глотова «Генезис социологии в России». – Санкт-Петербург, 2017. – 102 с.

Рецензируемая монография представляет собой авторскую трактовку генетического подхода к изучению истории социологии в России. Она может представить интерес двоякого рода читателям: во-первых, исследователям эволюции обществоведческой (в частности, социологической) мысли в России, во-вторых, студентам, магистрантам и аспирантам, занимающимися изучением истории социологии.

Рассматривая историю социологии как составную часть социологического познания, автор выделяет четыре основных аспектах ее рассмотрения:

– генетический, где изучается возникновение социальной мысли, посвященной проблемам развития общества, его структуры и функционирования и т.д., до появления социологии как самостоятельной науки,

– институциональный, в котором внимание исследователей направлено на изучение предпосылок, условий и процессов становления социологии,

– теоретико-методологический, где предметом исследования является история развития теоретических концепций и парадигм,

– эмпирически-прикладной, посвященный истории развития эмпирических исследований, их методологии, способам обработки данных и пр.

По мнению автора монографии теоретико-методологическому и эмпирически-прикладному аспектам в российской социологии уделяется серьезное внимание, но генетический и институциональный аспекты изучаются недостаточно (с. 8).

Предлагаемая Б.М. Глотовым монография отчасти заполняет возникший пробел.

Во-первых, этому служит предложенная им трактовка генетических источников социологии, включающая три раздела:

– фрагменты древнерусских мифов, легенд, летописей, нравоучительных трактатов, правовых документов, содержащие описания социальных проблем и процессов,

– сочинения зарубежных социальных мыслителей, вышедшие в свет до появления четвертого тома «Курса позитивной философии» О. Конта, где впервые наука об обществе была обозначена словом «социология»,

– сочинения отечественных социальных мыслителей второй половины XIX века, чьи воззрения испытали влияние идей представителей западноевропейской и американской позитивистской социологии (с. 14-15).

Во-вторых, пользу для изучающих историю отечественной социологии принесет авторская типология важнейших участников ее генезиса в России. В ней выделены:

– первые русские социальные мыслители (И.С. Пересветов, Ермолай-Еразм, Ю. Крижанич) – с.24-30;

– представители социальной мысли русского Просвещения (И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий) – с. 31-52;

– русские мыслители периода кризиса крепостничества и революционно демократии в России (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, П.С. Чаадаев, А.С. Хомяков, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.С. Аксаков, К.Д. Кавелин, Н.Я. Данилевский, Н.Г. Чернышевский) – с.53-94. Типология интересна тем, что в ее разделах сгруппированы мыслители, отличающиеся политическими взглядами, но проявляющие интерес к социальным процессам и проблемам.

В качестве критического замечания можно отметить некоторое повторение положений монографии (с.16 и с.22-23), а в качестве пожелания автору – осветить в дальнейшем мифы, легенды, нравоучительные трактаты и т.д., упомянутые им в качестве источников генезиса социологии в России.

 

Доктор философских наук,

профессор

                                                          П.И. Смирнов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading