Иваненков Сергей Петрович. Кусжанова Ажар Жалелевна. Отчет о проведении круглого стола

Иваненков Сергей Петрович

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,

Доктор философских наук

Ivanenkov Sergey Petrovich

St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Doctor of science in philosophy

credonew@yandex.ru

Кусжанова Ажар Жалелевна

Редакция журнала Credo new

Доктор философских наук

Kuszhanova Azhar Jalelevna

Editorial office of the magazine Credo new

Doctor of science in philosophy

pola2@mail.ru

УДК : 37.01

Отчет о проведении круглого стола

 

28 октября 2017 года в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы (СПб ГИПСР) в рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге» состоялось заседание круглого стола «Современная система образования в России: проблемы и перспективы».

 

Открывая заседание, его ведущий д.философ.н., профессор С.П.Иваненков, подчеркнул актуальность обсуждаемой темы. Один из основных вопросов личностного и особенно молодежного самоопределения – о дальнейших планах на жизнь. Социологические опросы показывают, что уже много лет на лидирующих позициях здесь стоит желание поступить в вуз.  А это означает, что проблема переизбытка на рынке труда работников с  высшим образованием (по некоторым популярным ныне  профессиям) и неудовлетворенного спроса (сейчас во многом хорошо оплачиваемого) на работников рабочих профессий остается на перспективу и продолжает усугубляться.

Стереотип высокого статуса высшего образования, доставшийся России от советских времен и подхваченный в 20-летие рубежа веков, продолжает владеть умами и ценностными ориентациями людей, как родительского, так и подрастающего поколения. Деятельность по расшивке узких мест уже не один год ведется в России практически повсеместно, однако поставленная задача весьма не проста и еще далека от решения.  Стихия рынка образования и труда существует в разбалансированном состоянии уже много лет. Пока имеющийся социальный и государственный заказ на специалистов невелик, остальное пространство профессионального образования все еще отдано на откуп социальному спросу, плохо осмысленному и малорациональному.

Не смотря на многолетние призывы к власти «навести порядок с набором в вузы», довольно сильным аргументом против активных ограничительных мер здесь являются конституционные права граждан РФ на выбор профессии и на образование. Поэтому предпринимаемые шаги существенного перелома в общественном сознании пока не дают.

Свободный выбор профессий, на которые производственный спрос ограничен, а образовательное предложение велико, превратился в реальную социальную проблему, которая разогревает рынок труда, создает структурные перекосы в формировании профессиональных групп, обесценивает профессиональное самоопределение молодежи невозможностью его реализовать, порождает неудовлетворенность и социальный скептицизм, ведет к росту коррупции. Это вопрос не частный, не личный и не приватный, а затрагивающий коренные интересы как личности и населения, так и государства и общества. В свете с большой озабоченностью озвученной Президентом Путиным проблемы низкой производительности труда в России и уже звучащих предложений, в частности, по созданию на федеральном уровне Центра компетенций.[1] похоже, что вопрос уже обострился до предела. Следовательно, уже в ближайшие годы следует ждать активных государственных шагов по сбалансированию спроса на трудовые ресурсы и предложения со стороны системы профессионального образования.

Сегодняшняя система образования, соответственно, тоже стоит на низком старте к началу близких радикальных перемен. Возможно, это и будет ключевым решением ее накопившихся проблем. Потому что, помимо уже упомянутых проблем и перспектив, есть и другие. Например, американские (!) ученые выяснили оценку работодателями подготовки специалистов, востребованных на современном производстве. И результаты, по-видимому, не очень обрадуют образовательное сообщество. Так, представители крупных компаний считают, что более чем 60% профессий требуют дополнительного послевузовского образования. И проблема заключается не столько в уровне знаний, сколько в «универсальных компетенциях». Более четверти компаний уверены, что им не хватает талантливых сотрудников для занятия руководящих позиций. Крупные международные корпорации отмечают, что их сотрудникам не хватает таких качеств, как: лидерство, технические навыки, критическое мышление, коммуникативные навыки и умение адаптироваться в меняющихся условиях, не теряя эффективности.[2]

Но этим круг проблем, а значит, и направлений дальнейшего развития российского образования не исчерпывается. Понятно, что появятся и будут востребованы новые специальности, обучение будет осуществляться на новой технической базе, но также предполагается, что образование ждут более кардинальные изменения, связанные с новыми требованиями времени.  Так, эксперты отмечают,[3] что современная школа и даже ВУЗ в ряде случаев принципиально не могут развивать у обучающихся нужные навыки, способности и личностные качества. Более того: некоторые способности или личностные качества, очень полезные в реальной работе, мешают успешной учёбе. Например, трудолюбие и принятие авторитета, так ценимые в школе, мало помогут представителям творческих профессий: успешные дизайнеры, сценаристы, режиссёры отличаются как раз независимостью и творческой гибкостью. Иными словами, те качества, которые хотят видеть в своём ученике преподаватели, далеко не всегда похожи на те качества, которые хотят видеть в своём будущем сотруднике работодатели.

Поэтому проблема состыковки системы образования и общественного мнения – в первую очередь, родительского и педагогического (с его влиянием на жизненный, в том числе образовательно-трудовой, выбор подрастающего поколения) – приобретает новую грань: теперь уже и с новым технологическим укладом и потребностями рынка труда в условиях грядущей цифровой экономики.

 

Д. философ. н., профессор П.И. Смирнов темой своего выступления взял вопрос о нравственной функции образования.

Институт образования выполняет три взаимосвязанные функции: обучения, воспитания и социализации (в узком смысле слова). Сформировать систему ценностей учащегося (студента) как основы нравственного выбора для различения добра и зла призвана функция воспитания (не касаясь других функций).

В настоящее время господствующей идеологией высшей ценностью объявлен человек, что закреплено в международном праве и в Конституции РФ. Но признание этой ценности в качестве наивысшей приводит ко многим неразрешимым проблемам (экологической, снижения уровня массовой культуры и пр.).

На мой взгляд, наивысшей ценностью должен быть признан мыслящий дух (разумная жизнь, носителем которой является человечество). Иное название этой ценности – «ноосфера», понимаемая как гармонизированная общность сознаний во всепланетном масштабе. Она и должна стать ядром всей ценностной системы глобализирующегося общества.

Задача образования – ввести эту ценность в качестве нравственного ориентира в учебный процесс. Задача политических руководителей всех стран – принять ее на уровне ООН и использовать в качестве нравственной основы международного права.

Одухотворение, а не освобождение человечества (вопреки мнению известного литературного персонажа) – самое прекрасное дело в мире.

 

К.философ.н., доцент И.В. Астэр в докладе «Образование без границ: дистанционные технологии в социальном образовании» выразила уверенность, что будущее в социальном образовании – за дистанционными технологиями. Многие боятся этого будущего, поскольку не знакомы с новейшими компьютерными технологиями, электронными средствами связи и Интернетом. Однако практика показала, что новейшие коммуникационные технологии не так сложны, они доступны как для учащих, так и для учащихся. Они покорны всем возрастным группам, людям с разным уровнем образования, с ограниченными возможностями здоровья…

Некоторые полагают, что дистанционное образование (ДО) не может предложить качественный продукт, поскольку в помогающих профессиях очень важен контакт «мастера с учеником». Безусловно, это так, и не случайно Минобразования запретило заочную форму обучения по направлению «Психология». В ДО невозможно провести ряд интерактивных тренинговых занятий.

Вместе с тем, в ДО преподаватель очень плотно работает с каждым индивидуально, подчас гораздо глубже, чем в аудитории, особенно в большой. Поэтому аттестационные проверки знаний по различным дисциплинам показывают, что качество обучения в ДО никак не хуже, а результаты подчас превосходят, даже у одного и того же  преподавателя.

При этом дистанционное обучение не должно полностью заменять собой очную форму обучения. В настоящее время – это дополнительное образование, которое может применяться, в том числе, для студентов, обучающихся по основным образовательным программам. Кроме того, ДО результативно как первая ступенька к основному образованию. Высшее образование из-за растянутости во времени, обилия дополнительных дисциплин, которые воспринимаются как ненужные для практической деятельности, не является привлекательным для большинства работников социальной сферы. ДО подкупает своей краткосрочностью и, в то же время, предоставлением необходимой «корочки». Но в процессе обучения, как правило, приходит понимание недостаточности знаний. Поэтому во всем мире широко практикуется система непрерывного образования специалистов социальной сферы, действующая через сеть различного рода курсов, обучение без отрыва от производства, самостоятельную профессиональную подготовку.

Статистика показывает, что в мире примерно 75% социальных работников продолжают учиться после получения формального образования. Как раз для них – для социальных практиков – дистанционные технологии – идеальный инструмент обучения. Очно им учиться не позволяет занятость, а также не будем забывать об отсутствии узких специалистов-профессионалов в сфере социального образования за пределами Санкт-Петербурга и Москвы. В некоторых областях даже в столицах специалистов недостаточно. Закрытие вузов только приводит к их сокращению. Стремящиеся к профессионализму в итоге вынуждены тратить немалые средства на обучение за рубежом. Дистанционные технологии и здесь могут помочь снизить расходы на обучение, как результат происходит усиление международной интеграции специалистов.

 

Д.полит.н., доцент В.Н. Лукин в своем докладе отметил, что  существующая система подготовки специалистов с соответствующими специальностям компетенциями в целом отстает от современных требований. Однако в вузах МЧС России в системе профессиональной подготовки спасателей всех профилей используются новые технологические решения. Так, одной из главных составляющих в сфере обучения специалистов в области пожарной безопасности является формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Она должна учитывать быстро изменяющиеся условия жизнедеятельности человека; введение новых и расширение имеющихся производств, деятельность которых может быть отнесена к категории потенциально опасных в части возникновения чрезвычайных ситуаций; расширение видов возникающих чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые новые виды спасательного оборудования, новые методы аварийно-спасательных работ, а также новые технологические решения по пожарной безопасности.

При всей очевидной необходимости формирования этой компетенции однако существует ряд проблем, препятствующих этому и характерных для современного высшего образования в России. Среди них такие, как информационная перегруженность, неэффективное использование современных методов и технологий обучения, нарушение коммуникации между преподавателями, обучающимися и работодателями, отрыв теоретических знаний, полученных в вузах, от практики.

Но работа над разрешением этих проблем идет постоянно. Усилия преподавателей-исследователей способствуют формированию необходимых компетенций, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности. И результаты выглядят  довольно  впечатляюще.

Так, специалистами Академии Государственной противопожарной службы МЧС России разработан учебно-методологический модуль (далее – УММ). реализующий последовательный анализ конкретной ситуации и влияющих на неё факторов в формате диалектического анализа развития или торможения исследуемой кризисной ситуации.

Специалисты ВНИИПО МЧС России разработали расчетно-аналитический программный комплекс «СИГМА ПБ» по моделированию развития пожара и эвакуации, а также сервис распространения информации из федеральной государственной информационной системы (ФГИС) ФБД «Пожары».

В ходе реализации двух последних федеральных программ «Пожарная безопасность» была произведена разнообразная пожарно-техническая продукция, более двухсот научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в результате которых разработаны: пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ, мобильный пожарно-спасательный, матерчатый и пневматический трапы, мобильный пункт управления МЧС России, мобильный диагностический комплекс оценки технического состояния зданий и сооружений, учебно-тренажерные комплексы для отработки пожарными приемов и навыков при тушении пожаров на опасных объектах, самоспасатель на химически связанном кислороде, новые огнетушащие вещества. В учебных целях созданы испытательные стенды, компьютерные энциклопедии, учебные пособия и учебники по вопросам пожарной безопасности.

Разработаны универсальный роботизированный транспортный модуль и специальное технологическое оборудование с системой автономного управления для робототехнических комплексов многофункционального назначения, а также робототехнический комплекс повышенной проходимости для обеспечения пожаротушения и проведения пожарно-спасательных операций в условиях радиационно-химического заражения и риска осколочно-фугасного поражения.

Создана автономная установка пожаротушения, автоматизированная система мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

Разработаны математические модели развития пожаров на различных объектах населенных пунктов для формирования целей выезда дежурного караула пожарной охраны и процессов организации тушения пожаров, методические и технические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения железнодорожного транспорта и полетов воздушных судов.

Создана система мониторинга лесных и лесотундровых пожаров и их последствий для объектов экономики, методические рекомендации по организации обязательных и дополнительных занятий по пожарной безопасности для образовательных школ и дошкольных учреждений, система управления комплексной безопасности образовательных учреждений.

Созданы пилотные зоны автоматизированной системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями и проведена модернизация системы связи при тушении пожаров в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, проведено оснащение средствами информационной безопасности Главных управлений МЧС России и в пожарных частях федеральной противопожарной службы.

 

Д.полит.н., доцент Т.В. Мусиенко, подчеркнув,  что без формирования практических навыков в будущей профессии еще на этапе обучения невозможно формирование соответствующих компетенций, представила, как это осуществляется в стенах Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Формирование и совершенствование практических навыков специалистов осуществляется с использованием таких форм и методов, как организация учебно-методических сборов с организацией многодневных полевых выходов в условиях, максимально приближенных к реальным, под руководством специалистов-профессионалов, имеющих опыт; проведение имитационных тренингов, предназначенных для отработки определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами, а также имитация определенной ситуации, профессиональной обстановки; укомплектование учебных программ различными видами тренажерных комплексов, техники, оборудования, снаряжения, обучающих программ.

В этих целях в Университете, как и во всех вузах МЧС, создана современная учебно-лабораторная база. Она включает в себя: информационно-аналитический программный комплекс для подготовки специалистов Центра управления в кризисных ситуациях; несколько тренажерных комплексов – ТК для подготовки руководителей тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; надзорной деятельности; пожарной безопасности технологических процессов; психологической подготовки к действиям в условиях пожаров и чрезвычайных ситуаций; подготовки специалистов государственной инспекции по маломерным судам; подготовки специалистов единой дежурно – диспетчерской службы – 112; а также несколько лабораторий – лабораторию инженерно-технических экспертиз; нанотехнологий; комплексной оценки новых опасностей и угроз; исследования устойчивости функционирования зданий и сооружений при пожарах и чрезвычайных ситуаций; прикладных исследований кризисных ситуаций, связанных с глобальными колебаниями климата и геофизических параметров Земли.

Нарастающие сложность и комплексность современных задач заметно повышают требования к организации учебного процесса. Сегодня дистанционное обучение (далее – ДО) приобретает статус одной из равноправных форм обучения. В Университете создан сервер ДО, на который организован вход через сеть Интернет. Создана дидактическая основа дистанционного обучения, основанная на электронных средствах обучения и технологиях удаленного доступа к ним.

В Университете ведется работа по формированию Технопарка науки и высоких  технологий в области безопасности жизнедеятельности населения (далее – Технопарк). Цель создания Технопарка – ускорение процесса воплощения результатов научных исследований в новейшую технику, технологии и материалы, с дальнейшей коммерческой реализацией.

Основные задачи Технопарка это, прежде всего, содействие освоению новых наукоемких технологий и организации мелкосерийного производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка. Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, соответствующих требованиям высоких технологий – одна из важнейших функций технопарка. Технопарк осуществляет совместные научно – исследовательские опытно-конструкторские работы и инновационные разработки, а также уделяет повышенное внимание международным связям в области науки и инновационной деятельности.

Технопарк ориентирован на привлечение инвестиций в процесс разработки современных форм и методов решения задач пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и на водных объектах.

Спасатели будут необходимы во все времена, и совершенствование процесса их подготовки будет всегда оставаться одним из основных направлений деятельности нашего  Университета.

 

В докладе к.пед.н. доцента кафедры теории и технологии социальной работы А.А.Семено был представлен вопрос о внедрении системы менеджмента качества в современной системе образования.

Система образования находится на пороге больших перемен. В соответствии с проектом новой Государственной программы развития системы образования на период 2012-2018 г.г., власти в течение пяти лет намерены ввести собственный стандарт качества образования, в том числе и профессионального, сделать образование инновационным, передовым, доступным каждому.

В РФ создается система управления качеством рабочей силы, включающая: национальную рамку квалификаций, профстандарты (утвержденные созданным в 2006 году Национальным агентством развития профессиональных квалификаций при РСПП), ФГОС и систему независимой сертификации профессиональных квалификаций. Департамент образования Москвы активно подключился к данному процессу.

За последний год обсуждений на всех уровнях системы образования и педагогической общественности определились три основных подхода к созданию системы менеджмента качества профессионального образования, основанных на приоритете и логике решения поставленных задач.

Первый подход (бессистемный) – последовательное, возможно параллельное или одновременное решение определенных (сформулированных) задач, в числе которых и создание системы менеджмента качества образования. Это очень длительный процесс со многими ошибками. К сожалению, на данном уровне сегодня происходит осмысление проблемы большинством педагогов и руководителей.

Второй подход (экономический) – за основание построения единой системы, способной обеспечить качество образования.

Третий подход (системный – «управление по результатам») – за основание построения организационной структуры управления автономной или бюджетной образовательной организации берется система менеджмента качества профессионального, образования ГОСТ РИСО 9001-2008.

Здесь можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование инновационных систем:

  1. отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию СМК;
  2. отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению международных принципов менеджмента качества;
  3. отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления;
  4. неприятие инженерно – педагогическими коллективами, в составе которых доминируют предпенсионные категории преподавателей и мастеров производственного обучения, новых принципов создания СМК.

 

Д.философ.н., профессор А.Ж.Кусжанова предложила обратить внимание на неизбежность трансформации системы образования – как российской, так и мировой – в чрезвычайно быстро надвигающейся перспективе перехода к цифровой экономике. К этому изменению общественное мнение еще практически не готово, а избежать необходимости его перестройки уже невозможно, потому что 2025 год, обозначенный как эпохально-пороговый, уже совсем близко.

Следует специально подчеркнуть, что все современные оценки и намерения относительно системы образования и ее реформирования сейчас исходят из вчерашнего и сегодняшнего состояния общественного производства. Но нельзя забывать о том, как быстро меняется современный мир, и не учитывать факт, что сегодняшние школьники придут трудиться в завтрашний день, в будущее производство и на будущий рынок труда. А здесь страну и мир ждут быстрые и значительные перемены.

Поэтому, как  во всем мире,  так и в России вопрос о коренном изменении характера  и рынка труда  – сейчас один из самых актуальных и обсуждаемых. Так, в Microsoft и Future Laboratory составили прогноз рынка труда через 10 лет. Авторы этого исследования полагают, что 65% тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует. По их прогнозу, до 2025 года появятся и станут востребованными такие профессии, как дизайнер виртуальной среды обитания, адвокат по робоэтике, digital-комментатор культуры, биохакер на фрилансе, аналитик данных «Интернета вещей». А с 2025 года и далее: космический гид,  куратор личных данных (оказание помощи пользователям нейроинтерфейсов), инженер по восстановлению окружающей среды (реабилитация экосистем в местах с  угнетенной экологией), разработчик средств постоянного питания, дизайнер человеческого тела (моделирование человеческого тела по запросам, с использованием биоинженерии).[4]

Эксперты российского центра «Гуманитарные технологии» разработали свой прогнозный  список 10 самых вероятных востребованных профессий в 2025 году. Это:  программист и разработчик приложений, инженер, 3D-дизайнер, контент-менеджер, специалист по рекламе (а также в медиа-сфере и в сфере развлечений), специалист по безопасности, урбанист-специалист по градоустройству и комплексному развитию территорий, биотехнолог-биоинженер-фармацевт, специалист и эксперт в сфере альтернативной энергетики, оператор и технолог автоматизированных технологических систем, специалист пищевой промышленности. Профессии, которые могут стать востребованными, но с меньшей вероятностью и в меньшем количестве: эколог, сиделка, врач, финансовый консультант, рыночный аналитик, специалист по трудоустройству, GR-менеджер (построение взаимодействия между коммерческой организацией и государственными службами).[5]

12 сентября 2017 года в штаб квартире Яндекса на осенней сессии цикла дискуссий «Образ будущего», организованного Комитетом гражданских инициатив и Общероссийским гражданским форумом, спикеры обсуждали вопрос, какие профессии будут нужны в будущем в связи с происходящей технологической революцией. По их прогнозам, в ближайшие 5-7-10 лет, потребуются десятки тысяч программистов и большое количество технарей, IT-дизайнеров и IT-менеджеров. Огромными темпами уже сейчас растет спрос на самую модную профессию ХХI века – data scientist (ученый по данным) – специалистов по статистической обработке больших массивов данных с целью выявления скрытых закономерностей и поиска новых алгоритмов решения задач в различных областях деятельности и управления.

Обоснованно прогнозируется, что цифровые технологии будут высвобождать огромную армию работников «посреднических» профессий (принцип middle – stop!), на подготовку которых сегодня работает вся система образования, но чей труд в очень скором времени будет заменяться автоматизированными цифровыми системами. Это профессии бухгалтеров, налоговиков, продавцов и т.д., под вопросом – профессии учителя и преподавателя, врача,  пожарного и много других… Любые знания оцифровываются и становятся доступными для всех. При наличии развитых телекоммуникационных технологий небольшой  круг суперспециалистов  справится с решением нестандартных ситуаций, все остальное будет стандартизировано и выведено на уровень цифровых автоматов и роботизированных устройств, не требующих специалиста-посредника. Просто работник, чьи функции можно возложить на автомат, становится тормозом для общественного производства и нерентабельным элементом экономики.

В этой связи особо обсуждаемым становится вопрос, куда деть высвобождающееся население, где и как люди будут зарабатывать на жизнь? Оценки и решения имеют разброс огромного спектра:  одни эксперты видят в этом решение проблемы надвигающегося дефицита трудовых ресурсов в условиях замедления темпов демографического роста, другие  говорят о высвобождении человека из-под гнета экономического принуждения и наступлении подлинно человеческой эры, когда человек сможет заняться не зарабатыванием средств к существованию, а свободной самореализацией и творческим развитием своих способностей и поиском их приложения во благо обществу.

Предполагается, что на следующем этапе развития общественного производства появится потребность и будут возникать новые профессии,  которые «будут делать вклад …во все то, до чего не могут добраться роботы».[6]  Одна из перспектив  – это гуманитарные профессии, которые имеют дело с неалгоритмизированным  мышлением, работают с  непредсказуемым и имеют все возможности заниматься уникальной индустрией – индустрией возможностей.

Все сказанное пока многими воспринимается как фантазии и мечты о запредельном будущем. Но!!! На федеральном уровне уже поставлена задача в ближайшей перспективе перехода России к информационной экономике: «Без цифровой экономики, – заявил президент В.Путин на  «Прямой линии» 15 июня 2017 года, – мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода у страны нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить”. Правительство уже подготовило программу по развитию цифровой экономики, рассчитанную на десятилетия.[7]

Добавим, что на эти цели в федеральный бюджет уже закладываются немалые деньги, различным структурам даются задания и поручения Правительства, министерств и пр. Выделенный круг вузов и НИИ уже давно работает над созданием новых моделей образования. В качестве примера можно привести проект «Российская электронная школа», разработанный по поручению Президента Путина, и много других. И это не каприз, не пожелание российских мечтателей и фантастов, это общемировой тренд, где Россия ставит себе задачу не просто удержаться в числе развитых стран, но и занять лидирующие позиции.

Шкаев Д.Г. вице-президент – исполнительный директор АМОН (Ассоциация менеджеров образования и науки) рассказал, что новая организация – Ассоциация менеджеров образования и науки, как раз и призвана решать новые проблемы, стоящие перед системой образования как у нас  в  стране, так  и за рубежом. При этом надо тщательно анализировать существующие модели развития образования, прежде  чем начать их внедрение в той  или иной стране.

           [1] См. подробнее: Путин: задача – повысить производительность труда. //  http://www.vestifinance.ru/articles/82854

[2] Булатов Ф.В. Универсальные компетенции: какие качества ценят работодатели? – Шаги в будущее. Профориентационный навигатор Алтайского края. – http://trud22-first-step.ru/material/universalny-e-kompetenczii-kakie-kachestva-czenyat-rabotodateli.

[3] Там же

 

[4] 10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже. https://www.ucheba.ru/article/3229

[5] Булатов Ф.В. Топ-10 профессий, которые будут востребованы через 10 лет. – там же. – http://trud22-first-step.ru/material/top-10-professij-kotory-e-budut-vostrebovany-cherez-10-let

[6] Песков Д. Три ключевые компетенции человека будущего.– Цикл дискуссий «Образ будущего. https://komitetgi.ru/school/obraz-budushchego/3432/

         [7] Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/ekonomika/4389411; РИА Новости : https://ria.ru/economy/ 20170615/1496585016.html и др.

Loading