Лукин Владимир Николаевич. Мусиенко Тамара Викторовна. Формирование идентичности как государственная задача

Лукин Владимир Николаевич,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент

Lukin Vladimir Nikolaevich

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia 

Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,

EMail: lvn55555@mail.ru

Мусиенко Тамара Викторовна,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

заместитель начальника университета по научной работе,

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент

Musienko Tamara Viktorovna

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Deputy Chief for Research

 Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

E-Mail: tvm77777@mail.ru

УДК 323.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА

 

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных инструментов, используемых российским государством в процессе формирования российской идентичности за период с 2012 по 2017 годы. Раскрыто основное содержание «Основ государственной культурной политики» и «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».

Ключевые слова: идентичность, суверенитет, риски идентификации, менталитет, гражданский патриотизм

 

THE FORMATION OF IDENTITY AS A PUBLIC TASK

Abstract. The article presents an analysis of the specific instruments used by the Russian government  in the process of formation of the Russian identity for the period from 2012 to 2017. The main content of the «Fundamentals of State Cultural Policy» and «Strategy of State Cultural Policy for the period until 2030» is disclosed.

Keywords: identity, sovereignty, identification risks, mentality, civic patriotism

 

Глобальные изменения в социально-политической сфере и, прежде всего, в социокультурной среде актуализируют проблему идентичности. В полной мере это можно отнести и к современной России. Кризис идентичности принимает острый характер и может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

В современных типологиях идентичности включаются следующие основные типы: политическая – отождествление себя с политической системой и политическим режимом [см., напр., 1]; социальная – отождествление себя с социальным статусом; культурная – отождествление себя с культурной традицией; этническая – отождествление себя с определенной этнической группой; групповая – отождествление себя с той или иной общностью, группой и индивидуальная самоидентификация.

Механизм формирования идентичности является необходимым условием преемственности социально-политической структуры и культурной традиции.

В 2012 году в статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин, анализируя риски идентичности и причины, породившие их, а также кризис модели «национального государства», исторически строившегося на основе этнической идентичности, раскрыл и особенности России как «исторического государства».

Оно возникло и развивалось как многонациональное и многоконфессиональное государство и его разрушение в XX веке привело к современным национальным и миграционным проблемам, деградации государственных, социальных и экономических институтов. Но гибели России не было допущено благодаря «нравственной воле народа», хотя и «надломились политические скрепы общественного порядка» (В. Ключевский).

В.В. Путин в качестве главной задачи обозначил укрепление «исторического государства», определяемого как «государство-цивилизация, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий». Суть стратегии национальной политики, российского государства заключается, по его мнению, в гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, должен прежде всего быть гражданином России. Но никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства, а законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности

В.В. Путин выразил уверенность, что «мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности»  поскольку «в менталитете, в культуре, в идентичности и есть мощная опора, которой нет у других» [см.: 2].

К проблеме национальной идентичности Президент Российской Федерации В.В. Путин вновь обратился в своем выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года. Он перечислил пять основных причин кризиса идентичности: давление глобализации на национальную идентичность России и других стран; тяжелейшие последствия национальных катастроф ХХ века, когда наше Отечество дважды пережило распад государственности; неустойчивость и уязвимость конструкции прежней идеологической монополии, не имеющей будущего в современном мире, и отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности; мировой тренд отрицания нравственных начал, в том числе христианских ценностей, и традиционной идентичности; кризис мультикультурализма.

Преодоление в России глобальных рисков доминирования в структуре идентичности этнической составляющей глава государства связал с формированием гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями [см.: 3; 4, С.3 – 7].

В п. 77 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – СНБ-15) основой  общероссийской  идентичности  народов  Российской Федерации   обозначена   исторически   сложившаяся   система   единых духовно-нравственных и культурно-исторических  ценностей,  а  также самобытные культуры многонационального народа Российской  Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

По данным Федерального агентства по делам национальностей России в России проживает 193 народа [см.: 5]. По данным Всероссийской переписи 2010 года русские составляли 77,74 процентов населения – 111,1 миллионов из 142,9 миллионов человек, представители других национальностей и лица, не указавшие национальности, составляли чуть более 22,26 процентов населения – 31,8 миллионов человек [см.: 6]. (По оценке на 1 ноября 2017 года население Российской Федерации составило 146,9 миллионов человек. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 55,3 процентов по сравнению с 2016 годом [7]).

В СНБ-15 к традиционным российским  духовно-нравственным  ценностям отнесены: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали  и  нравственности,  гуманизм,  милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм,  историческое  единство народов России, преемственность истории нашей Родины (п.78)

В п.79. СНБ-15 перечислены угрозы  национальной  безопасности  в  области  культуры: размывание традиционных российских  духовно-нравственных ценностей   и   ослабление   единства   многонационального   народа Российской Федерации  путем  внешней  культурной  и  информационной экспансии  (включая  распространение  низкокачественной   продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной  нетерпимости; снижение  роли русского языка в мире, качества его  преподавания  в России и за рубежом; попытки  фальсификации  российской  и  мировой   истории; противоправные посягательства на объекты [см.: 8].

Неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации является государственная культурная  политика, которая призвана обеспечить приоритетное  культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания,   государственного  суверенитета  и цивилизационной самобытности страны.

В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Президентом Российской Федерации в 2014 году (далее – Основы), впервые в современной России была поставлена «задача  разработки  и  реализации государственной культурной политики, направленной  на  формирование гармонично развитой  личности  и  укрепление  единства  российского общества  посредством  приоритетного  культурного  и  гуманитарного развития» [см.: 9, разделVII]. Культура оказалась в числе национальных приоритетов государства, фактором и гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

Основы определили цели и задачи государственной культурной политики, среди которых первой обозначено укрепление гражданской идентичности, на ближайшие 15 – 20 лет [см.: 9, разделы IV и VI].

Для их реализации в рамках обозначенных основ государственной культурной политики в документе предусматривается комплексное совершенствование системы управления, процессами  культурного  развития, которая не отменяет, а  встраивает  в  себя  существующую  систему  управления сферой  культуры.  Совершенствование системы предполагает создание  координационного  органа с обширными полномочиями. Основные из них перечислены в VII разделе Основ: разработка  проекта стратегии государственной культурной политики, уточнение стратегических задач по ее реализации, подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных  программ,  предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации  стратегии, организацию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и других государственных органов; оценка необходимости уточнения полномочий,  функций  и  сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготовка соответствующих предложений; создание нормативно-правовой базы для реализации государственной культурной политики; формирование эффективных механизмов  координации  деятельности субъектов государственной культурной политики; обеспечение постоянной обратной  связи  субъектов  и  объектов государственной культурной политики; мониторинг достижения целей   государственной   культурной политики; выработка критериев оценки деятельности  федеральных  органов исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.

Предусмотрено также ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики, создание Российского фонда культурного развития (в дополнение к существующему Российскому фонду культуры, учрежденному еще во времена СССР 12 ноября 1986 года как общественное объединение «Советский Фонд Культуры» [см.: 10]).

Разработка стратегии государственной культурной политики была поручена Правительству Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, насчитывающий 12 профильных департаментов, 57 отделов и уполномоченный заниматься вопросами культуры и искусства, выполнил поручение Президента страны [см.: 11]. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р (далее – Стратегия). Стратегию предполагается реализовать в два этапа –  первый этап: 2016 – 2020 годы; второй этап:  2021 – 2030 годы. Существо первого этапа должна составить нормотворческая деятельность государства, второго – ресурсное обеспечение государственной культурной политики.

В Стратегии сформулированы возможные в России проявления «гуманитарного кризиса», к которым отнесены снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

Кроме того, зафиксировано наличие межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития, а также ограничений в вопросах ресурсного обеспечения, отставание нашей страны по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения от аналогичного показателя европейских стран (в 2013 году Россия находилась рядом с аутсайдерами – Португалией, Румынией, Болгарией и Грецией. Однако в ходе «инерционного сценария» реализации Стратегии увеличение совокупных расходов на культуру за счет всех источников финансирования, включая внебюджетные, государством не планируется – они так и останутся на уровне  0,57 процента валового внутреннего продукта страны. Это может вызвать сокращение численности занятых в сфере культуры к 2030 году ориентировочно на 12 – 15 процентов к уровню 2015 года [12, С. 6 – 7, 19, 20].

Современное социально-экономическое состояние России не стимулирует к анализу инновационного, а также базового сценариев и результатов реализации последнего, представленных на страницах 20 – 25 документа и в VII разделе Стратегии.

Среди целей и задач государственной культурной политики, сформулированных в III разделе Стратегии, основными, по-прежнему, обозначены укрепление гражданской идентичности  и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития [12, С. 25].

Несмотря на существующие угрозы российскому культурному пространству, характеристике которых отведено несколько страниц документа, культура, утверждается в Стратегии, сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности [12, С. 8].

В Стратегии представлена «современная модель культурной политики». Культура в этой модели постулируется как ценность и общественное благо, а не как услуга. Хотя в ближайшие годы российское государство будет оставаться ключевым субъектом культурной политики (как и в советской модели), но в разных случаях государство уже будет выступать как инвестор, для которого важны эффективность инвестиций и управленцев учреждений культуры; как меценат, финансирующий культурную деятельность, исходя из ценностно ориентированного, без ожидания экономической отдачи; как соинвестор в части софинансирования мероприятий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации; как соинвестор, выступающий в рамках государственно-частного партнерства, и как стратегический партнер, стимулирующий приток инвестиций в культуру; как инвестор, делегирующий часть собственной ответственности и функций общественным институтам [см.12, С. 16 –17].

В целях ухода от патернализма предусматривается конкуренция творческих проектов за получение государственных инвестиций.

Важным элементом новой модели должна стать многоканальная система финансирования,  включающая в себя дополнительные к существующим следующие элементы: нормативы бюджетного финансирования; общенациональную лотерею в области культуры; эффективную систему налоговых преференций; институт бюджетных назначений; маркированные налоги; фонды целевого капитала по видам культурной деятельности.

В Стратегии сформулированы целевые показатели ее реализации общей численностью в 19 индикаторов, начиная с доли расходов на культуру в валовом внутреннем продукте и заканчивая объемом продажи книг в России на душу населения. Двенадцатым показателем обозначен удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

В настоящее время сформирована современная нормативная база государственной культурной политики, включающую кроме вышеперечисленных нормативных документов Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцию внешней политики Российской Федерации, Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, Концепцию развития дополнительного образования детей, Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Концепцию информационной безопасности детей, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества; положения и целевые показатели государственных программ Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы, «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», «Внешнеполитическая деятельность», «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы, «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»; Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцию развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, иные концептуальные документы и программы в разных областях государственной культурной политики.

В V разделе Стратегии эти и иные документы названы основными источниками, обеспечивающими ее реализацию. К механизму реализации отнесены также Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Совет по науке и образованию, Совет по русскому языку, Совет по межнациональным отношениям, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет по делам казачества, Совет по развитию гражданского общества и правам человека  и другие [см.: 12, С. 37 – 38].

  • В формировании российской идентичности государство использует все 17 существующих при Президенте Российской Федерации совещательных и консультативных органов. Они образованы в целях выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики и ее совершенствования в области культуры, искусства и межнациональных отношений. Все активнее к этой деятельности привлекаются созданные 79 народами нашей страны 1600 национально-культурных автономий, в том числе 19 федеральных и около 250 региональных [см.:13].

В рамках принятой Стратегии свои задачи призваны выполнить государственные программы. Так, например, в Государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» на 2017 – 2025 годы (далее – Госпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства в декабре 2016 года, есть вторая подпрограмм под названием «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России». Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета по ней составляет 4 476 878 тысяч рублей. Главными задачами подпрограммы являются обеспечение укрепления общероссийского гражданского единства и развития этнокультурного многообразия народов России; а также обеспечение популяризации исторического и культурного наследия народов России [14, С. 8 – 9].

До принятия этой Госпрограммы субъекты Российской Федерации реализовывали региональные государственные программы (подпрограммы) в сфере государственной национальной политики, ограниченные рамками федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)». При этом, как отмечено в Паспорте Госпрограммы, некоторые региональные государственные программы не соответствовали приоритетам, целям и задачам государственной национальной политики Российской Федерации, определенным Стратегией.

Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации не имел отдельных профильных региональных программ или подпрограмм и не принимал активного участия в реализации государственной национальной политики. Госпрограмма, состоящая из восьми подпрограмм, ставит целью координацию реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [14, С. 27].

  • На заседании Совета по культуре и искусству в декабре 2017 года Президент Российской Федерации вновь обратил внимание на современное государственное понимание культуры как мировоззрения; универсального инструмента сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей, основы гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации [15].
  • Таким образом, глобальные и внутренние риски и угрозы отрицательно влияют на процесс формирования российской гражданской идентичности.
  • Политическим руководством страны формирование российской гражданской идентичности объявляется одним из национальных приоритетов.
  • Механизм идентичности является необходимым условием преемственности социально-политической структуры и культурной традиции.
  • Государственное понимание культуры включает в себя формирование мировоззрения и универсальный инструмент формирования идентичности.
  • К инструментам, используемым государством в процессе формирования идентичности, относятся стратегии, государственные программы, элементы гражданского общества.
  • Литература
  1. Сморгунов Л.В. Политическая идентичность и понятие политического // Полис (Политические исследования). 2012. № 6. С. 178 – 185.
  2. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23 янв. 2012 года.
  3. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19.09.2013 // [Сайт Президента Российской Федерации] – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243 (дата обращения: 25.12.2017).
  4. Лукин В.Н. Россия: быть или не быть национальной идентичности // Ученые записки СПб филиала РТА. 2013. № 4 (48). С.3 –7.
  5. Федеральное агентство по делам национальностей. Общие сведения // [Сайт Федерального агентства по делам национальностей] – URL: http://fadn.gov.ru (дата обращения: 22.12.2017).
  6. Социально-демографический портрет России по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года [Сайт Федеральной службы государственной статистики] – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
  7. Демография на 1 ноября 2017 года // [Сайт Федеральной службы государственной статистики] – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 23.12.2017).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Сайт Президента Российской Федерации] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 19.12.2017).
  9. Указ Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 г. № 808 // [Сайт Президента Российской Федерации] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 26.12.2017).
  10. История Российского Фонда культуры // [Сайт Российского Фонда Культуры] – URL: http://fond.culture.ru/ru/about/history (дата обращения 27.12.2017).
  11. Министерство культуры Российской Федерации // [Сайт Министерства культуры Российской Федерации] – URL: https://www.mkrf.ru/about/ (дата обращения 27.12.2017).
  12. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р // [Сайт Правительства Российской Федерации] – URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 27.12.2017).
  13. Владимир Путин провёл в Астрахани заседание Совета по межнациональным отношениям, посвящённое актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики России 31.10.2016 // [Сайт Президента Российской Федерации] – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53173 (дата обращения: 22.12.2017).
  14. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» //[Сайт Федерального агентства по делам национальностей] – URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/028/454/original/Государственная_программа.pdf?1484236417 (дата обращения: 23.12.2017).
  15. Заседание Совета по культуре и искусству 21.12.2017 // [Сайт Президента Российской Федерации] – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56456 (дата обращения: 22.12.2017).

 

Loading