Рогова Анна Михайловна. Студенчество как объект социально-педагогического воздействия

Рогова Анна Михайловна

Кандидат социологических наук

Санкт-петербургский

Государственный Университет

Старший преподаватель кафедры Теории и практики социальной работы

Rogova Anna M

Saint-Petersburg State University

Тeacher of kafedra of Theory and practice of social work

Candidate of sociological science

e-mail anna7r@mail.ru

 

Студенчество как объект социально-педагогического воздействия

Ключевые слова:  студенчество, социально-педагогическое воздействие, ценностные ориентации студенчества, сферы жизнедеятельности студенчества, активность студенчества, структуры социально-педагогического воздействия, проблемы социально-педагогического воздействия

Аннотация: В статье рассказывается о специфике и проблемах социально-педагогического воздействия на студенчество. Рассмотрены направления, цели, структуры воздействия. Несмотря на довольно-широкий спектр мероприятий, главной проблемой остается формирование у студенчества умения самоорганизовываться и самообъединяться.

Keywords: students, social-pedagogical affect, value attitudes, sphere of  student”s life, student”s activity, structure of social-pedagogical affect , problems of social-pedagogical affect

Abstract: This article about workaround and problems of students social-pedagogical affect. Author says about aims, directions, structure of affect. In spite of many efforts, the main problem – to form skills of unification and arrangement among students has remained yet.

В современных научных исследованиях студенчество становится одним из актуальных объектов изучения. Это связывают с тем, что число студентов растет, поскольку высшее образование становиться социальной нормой, превращается из элитарного в массовое. По данным многочисленных эмпирических  исследований,  студенчество, как самая мобильная, активная и творческая часть молодого поколения,  участвует  в развитии информационного постиндустриального  и российского общества. Как указывали философы и социологи, в условиях постмодерна на первое место в развитии общества выйдут силы, способные к самоорганизации и объединению. Эта точка зрения отражена в работах У. Бека, Г. Маркузе, С.П. Иваненкова, Манько Ю.В. и других.

В то же время, студенчество, как часть молодого поколения нуждается в разных видах поддержки и помощи со стороны государства и общественных структур. Молодое поколение в целом и студенчество в отдельности с одной стороны обладает стремлением к инновациям, но с другой стороны отсутствие жизненного опыта требует наставничества и сопровождения для полной реализации творческого потенциала.[1]

Нас в этом ключе интересует социально-педагогическое воздействие на студенчество как направление социализации и помощи. Под социально-педагогическим воздействием  следует понимать влияние социального педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и достижения заданных целей[2]. Таким образом, социально-педагогическое воздействие предполагает наличие следующих элементов: воспитуемых( студентов), педагога( того, кто воздействует), цели и задач воздействия, методов и направлений воздействия.

Для анализа социально-педагогического воздействия необходимо определить понятие и специфику студенчества, его социальное пространство, социальные проблемы и потребности студенчества, основные цели и направления социально-педагогической работы со студентами, деятельность социальных структур и организаций в отношении студенчества. Важным аспектом будет и выявление эффективности и недостатков социально-педагогической работы со студентами и разработка предложений по ее совершенствованию.

Согласно  «Закону об образовании» (ст 33 п 3) студенты – это – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.[3].

Такое определение студенчества лежит в правовой плоскости. В то же время, исследователи утверждают, что состав и поведение студенчества не являются однородным. Многообразие жизненных стилей, образовательных стратегий и специфика проблем студенчества остаются слабо изученными в эмпирических исследованиях. Анализ публикаций по проблемам студенчества позволяет выделить  следующие  сферы жизнедеятельности студенчества: образование,  трудоустройство, политическая деятельность, общественная деятельность, общение со сверстниками, досуг, спорт, научная деятельность. Отдельного внимания заслуживают студенческие объединения и студенческое самоуправление. Рассмотрим специфику и содержание основных сфер жизнедеятельности студентов.

Высшее образование выступает одним из приоритетов. Число желающих учиться в вузе увеличивается, большинство студентов предпочитают традиционные формы дистанционным (49% студентов по данным выборочных исследования [4] В то же время эксперты отмечают низкую мотивацию к получению осмысленных знаний, снижение ответственности и дисциплины. С одной стороны, внедрение Интернет-технологий в образование дает возможность быстро находить нужную информацию, с другой – снижает возможность мыслить критически и многостороннее подходить к изучению учебного материала. Не всегда студенты понимают специфику выбранной будущей профессии. По данным эмпирических исследований, только 44 % студентов имеют интерес к получаемой специальности, 25% учатся, желая получить диплом. Таким образом, студентов больше интересует наличие, нежели содержание образования, оно рассматривается как «формальная часть человеческого капитала при выходе на рынок труда» [5] Ценность высшего образования возрастает в отрыве от производственной компоненты.

С образованием связана такая часть как трудоустройство. Специалисты констатируют, что студенческая трудовая занятость становится постоянно распространенным и социально-одобряемым явлением. Так, по данным выборочных социологических исследований в вузах Санкт-Петербурга если на 1 курсе работают 2-3% студентов, то на 4 курсе уже 75%. Только   у 10% студентов профиль трудовой занятости совпадает с профилем подготовки в вузе [6]

По данным 2015-16 года увеличивается доля тех студентов, кто работает с 24,1% до 55% при этом 55, 2% студентов работают не по специальности. Около 50% выпускников меняют свою специальность сразу же после окончания вуза. [5]Отдельного заслуживает мотивация трудоустройства студентов. Среди причин трудоустройства называют разные: от желания помочь семье и заработать денег на жизнь и развлечения до приобретения опыта и завязывания нужных знакомств.

Следующей сферой студенческой жизни можно считать политику и политические события. Как показывает исторический опыт, именно студенчество участвует во многих социальных волнениях, политических митингах и забастовках. Массовые волнения во Франции в 1968 году и в 2006 году, первая русская революция, движение талибов в Афганистане, где основными участниками были студенты, свидетельствуют о высокой политической активности студентов в переломные моменты истории.

Что касается российских студентов, то эксперты считают современное студенчество скорее аполитичным. По данным выборочных исследований только 30, 8% студентов интересуются политикой и следят за политическими событиями в стране.  80% студентов не имеют четких политических симпатий. Это связывают с тем, что студентам необходимо решать свои проблемы, поскольку политика далека от повседневных нужд. Что касается участия в политической жизни студенчества, то основными формами участия являются: просмотр новостей о политических событиях,  регулярное  чтение газет, участие в митингах, шествиях, демонстрациях, участие в деятельности политических партий и движений.[7].

По данным исследований 2016 года НГУЭУ 60%  студентов считают важнее решать личные проблемы, чем разбираться в политике, 54% отметили отсутствие интереса к участию в политической жизни [8] 42% студентов подчеркивают недоверие к политическим институтам власти.  Тем не менее, студенты достаточно хорошо информированы о политических партиях и движениях. Более половина знает о существовании политических партий и движений. Таким образом, неэффективность  агентов политической социализации,  приводит к низкой политической активности студенчества.

Немного лучше обстоит дело с участием в общественной жизни. Студенты по-разному участвуют в общественной жизни. Среди наиболее актуальных направлений называют следующие: волонтерство, клубы по интересам, студенческие центры, творческие мастерские, КВН, праздники, участие в социальных акциях, участие в деятельности студенческих объединений. По данным выборочных социологических исследований (НГУЭУ, n=351 студент, основными сферами студенческой активности можно назвать следующие: спорт 41%, творчество – 39%, досуг -36%). Отмечают участие студенчества в единовременных, разовых акциях.  [9]. Но в целом вовлечение молодежи в общественную деятельность остается проблемой (мотивация, информированность, правовое обеспечение и другие..)

Одним из аспектов студенческой жизни является общение со сверстниками. Общение студентов  можно разделить на два больших направления: личное общение и Интернет-общение. Исследователи отмечают, что интернет-общение стало часть общей коммуникации студенческих групп и сообществ. Так 27% студентов используют интернет-общение постоянно, 25% часто. Интернет-коммуникация занимает 2е место после живого общения в рамках студенческой группы. Изучая роль интернета в социализации молодежи, эксперты прогнозируют, что его роль будет возрастать. Во  всем мире 45% пользователей это молодые люди до 25 лет. Так с 2008 по 2014 годы возросла доля студентов, сидящих у компьютера по 6 часов с 8,5% до 72%. Если использование интернета для цели «общение с друзьями и родственниками составляет 72%, то в целях образования или обучения 24%. [4]. В исследованиях мало изучена специфика межличностной коммуникации студентов в среде вуза.

Помимо учебной и общественной деятельности важным направлением является досуг студенческой молодежи. Исследования показывают, что на первом месте проведения досуга является отдых с друзьями в компании (57%), затем прослушивание музыки – 56%, ходят в кино и смотрят видеофильмы  – 52%. За последние годы сокращается число тех, кто читает художественную литературу (98 г – 52,9% до 34,3% в 2008). Среди активных форм досуга можно назвать: прогулка в лесу, в парке – 31%, занятие спортом  29%, около четвертой части студентов подрабатывает. Данные позволяют сделать о преобладании пассивных форм досуга над активными у студенчества. [10].

С досуговой деятельностью связана спортивная жизнь студенчества. Из представленных выше данных видно, что спорт не пользуется достаточной популярностью у студентов. В то  же время, как показывает опыт советских лет, спортивный потенциал студенчества один из самых высоких. Одной из актуальных проблем остается возрождение массового студенческого спорта и спортивного туризма среди студенчества.

В связи с модернизацией образования актуальным становиться вопрос о вовлечении студентов в занятие научной работой, о формировании студенческого научного сообщества. Так, выборочные социологические исследования среди победителей грантов показали, что 60% студентов, участвующих в научной работе считают это элементом подготовки к будущей профессиональной деятельности, для 54,5 % важен личный интерес. Среди факторов, формирования исследовательского подхода в вузе отмечают следующие: наличие вузовских грантов – 80% специалистов и 67% бакалавров, создание студенческих лабораторий – 67% и 40%, возможность выявления междисциплинарных связей на специальных занятиях – 53% и 40% [11]. Одной из проблем остается низкая академическая мобильность. Только 1,2% студентов участвовали в академической мобильности. Данное новое направление требует дальнейшей разработки и внимания. Среди положительных тенденций в мире науки можно отметить рост молодых специалистов. Если в 2000-е годы  в отечественной науке трудилось 45000 сотрудников до 29 лет, то в 2013 уже 74000 человек[12].

Одним из важных аспектов студенческой активности являются студенческие объединения. Сюда относят студенческие профсоюзы, студенческие советы, согласно федеральному закону «Об образовании». По мнению экспертов, студенческие объединения должны быть направлены на решение вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, повышать роль студенчества в модернизации образования. По данным выборочных исследований у 25,6% студентов частичное представление о студенческих общественных объединениях, 23% эта тема не интересна, у 40,5% смутное представление о студенческих объединениях[ 13 ].

Таким образом, анализ данных показывает достаточно широкий спектр студенческой жизнедеятельности. В различных сферах студенчество проявляет себя по разному: от слабой информированности и отсутствия интересов до полного включения и участия. Что касается ценностных ориентаций студенчества, то на первом месте здоровье – 4.6, семья – 4.6, образование – 4.5, друзья-4.3, свобода – 4.3, работа – 4.2, карьера – 4.2, деньги,  власть – 3.2 (оценки по 5-ти бальной шкале). Исследователи отмечают отсутствие патриотичности и гражданственности у студенчества. Такие ценности как родина, государство занимают в структуре ценностных ориентаций одно из последних мест.[ 14 ].

Поскольку студенчество находится под воздействием образовательно-воспитательной среды вуза, то основное социально-педагогическое воздействие происходит именно там.  Среди социально педагогического воздействия можно условно выделить два направления: помощь в адаптации, интеграции в образовательную среду и социализация. В таблице 1 представлены направления педагогического воздействия.

Таблица 1. Основные направления социально-педагогического воздействия на студенчество

Сфера жизнедеятельности Цели воздействия Структуры воздействия Направления воздействия Мероприятия Примечания
Образование Адаптация и интеграция к среде вуза Куратор,  преподаватели, кафедры, иные структуры Информирование, содействие в решении индивидуальных вопросов Кураторские часы, индивидуальные беседы Особенно важно на младших курсах
Трудоустройство Адаптация к рынку труда и получение практических навыков по профессии Студенческая биржа труда, отдел практик, студенческие стройотряды Содействие в трудоустройстве Поиск и подбор вакансий, контракты с работодателям Уделяется внимание трудовой занятости во время каникул и в период практики
Наука Формирование интереса к научно-исследовательской работе СНО, кафедры вуза Вовлечение в научную деятельность в мероприятиях на уровне вуза, интернет-конференции Конференции, студенческие гранты Особенно актуально на старших курсах и в период дипломного проектирования
Общение Формирование коммуникативных навыков Студенческий совет, сами студенты Развитие межличностных контактов, формирование умения работать в команде Мероприятия для студентов на разных уровнях (от вузовского до городского) На всех курсах
Досуг Улучшение качества жизни и раскрытие потенциала Студенческий совет, возможны секции по интересам Вовлечение в различного рода досуговые мероприятия Конкурсы, КВН, праздники, разные досуговые мероприятия На всех курсах
спорт Реализация спортивного потенциала Спортивные секции, кафедра физвоспитания Вовлечение в спорт Спортивные соревнования, дни здоровья На всех курсах
Политика Умение разбираться и анализировать политические события Чаще всего самостоятельная деятельность студентов Информирование и обсуждение политических событий Специальных мероприятий нет, возможны дискуссии в рамках семинарских занятий по отдельным дисциплинам (политология, социология, экономика) На всех курсах
Общественная деятельность Формирование активной жизненной позиции Студенческий совет, куратор, иные структуры участие в различных социально-значимых мероприятиях Социальные акции, мероприятия в вузе  

 

Анализируя практический опыт социально-педагогического воздействия, можно сделать вывод, что социально-педагогическое воздействие охватывает многие аспекты. В то же время, не всегда мероприятия носят регулярный характер, не всегда отвечают на вызов времени – воспитание социальной активности у студенчества и умения самообъединяться. Студент чаще всего по-прежнему воспринимается как пассивный объект воспитания и социализации. В практике социально-педагогического воздействия нет четкой концептуальной основы и нормативно-правовой базы, регулирующих вопросы именно социального воспитания студенчества.

На основании анализа эмпирического материала можно сделать следующие выводы:

1) Студенты по-разному активны в разных сферах жизнедеятельности: самыми активными остаются общение и трудоустройства, а самыми пассивными – политика.

2) Среди ценностных ориентаций наиболее значимыми являются здоровье, семья, работа, друзья, такие ценности как патриотизм, родина остаются на последнем месте.

3) Мероприятия по социализации и воспитанию студентов носят широкий, но разрозненный характер, отсутствуют четкие критерии эффективности социального-педагогического воздействия.

4)Мало уделено внимание вопросу самоорганизации студентов, отсутствуют единые концептуальная и нормативно- правовая база на по проблеме социально-педагогического воздействия на студенчество.

5) Главной проблемой остается неспособность студенчества ответить на запросы развития постиндустриального и гражданского общества в России. Кроме того, студенческая популяция не является монолитной и однообразной, множество образовательных стратегий и жизненных стилей современного студенчества и их типологизация требуют дальнейшего изучения.

Литература

  1. Холманова А.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель ее социальной адаптации в современном российском обществе// Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. Редактор: Ю.В. Асочаков. Спб.: Скифия-принт, 2016. С. 1152
  2. Словарь по социальной педагогике: уч пособие для студентов высш уч зав. / авт-сост Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Ц «Академия», 2002 – С.43
  3. Федеральный закон «Об образовании» №273 –ФЗ от 29.12.2012
  4. Белгарокова Н.М. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. Редактор: Ю.В. Асочаков. Спб.: Скифия-принт, 2016.С. 433
  5. Лесина Л.А. Профессиональные стратегии студентов высших учебных заведений в условиях кризиса //Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. Редактор: Ю.В. Асочаков. Спб.: Скифия-принт, 2016.С. 1313-1314
  6. Самсонова Т.И Трудовая занятость студенческой молодежи // Социальные приоритеты молодежной политики: матер Всероссийск. Научно-практической конференции. Спб,22-23ноября 2012 год. – Спб:ФГБОУВПО «СПБГУТД», 2012. С192-193
  7. Манько Ю.В., Цимлов В.Ф. Молодежь и революция/ ред Ю.В. Манько. Спб., 2006 – 76с.
  8. Штабина А.В. Проблемы и тенденции динамики процесса политической социализации студенческой молодежи в России//Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. Редактор: Ю.В. Асочаков. Спб.: Скифия-принт, 2016. С. 1209
  9. Шемелева И.И. Социальная активность – приоритетные сферы жизнедеятельности студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания № 2 2016 С.184-189
  10. Матюшина Ю Б Досуг студенческой молодежи общества потребления// Общество потребления и современные проблемы сферы услуг/ Материалы Международной научной конференции – Вторых социологических чтений 15-16 апреля 2010 года/ отв ред. А.О. Бароноев, Р.А. Костин. СПб., 2010 С. 274-275
  11. Балашов В.В., Пацула А.В., Леньков Р.В. Проблемы мотивации научной деятельности студентов вуза Социс № 4 2016 С. 127-130
  12. Андронов И.С. Проблемы и перспективы научно-исследовательской деятельности вузов //Ученые записки№ 4 2016 С54-58
  13. Домрина Е.В. Студенческие общественные объединения как элемент гражданского общества// Социально-гуманитарные знания № 3 2014 С.172
  14. Шереги Ф.Э. Политические установки студентов российских вузов // Социс 2013 № 1 С.63-78

Loading