Иваненков Сергей Петрович. Трудимся, мыслим, живем!

Мое дело  сказать правду,

а не заставлять верить в нее

 

Давно известно, что времена, в которые тебе довелось жить, работать, мыслить, любить и  умирать, не  выбирают. Только для очень молодых людей  мир предстает открытой  книгой или  ареной их будущих сражений за  себя, за  славу  или Отечество. С  возрастом  приходит понимание, что время  бежит гораздо быстрее,  чем  воплощаются даже не  самые грандиозные проекты. Иногда на продвижение проекта, который едва – едва  меняет что-то к лучшему  в этой жизни, уходит столько времени, что встает резонный вопрос о соотношении  затрат, усилий и полученного результата, т.е. об эффективности твоей деятельности.

Если в сфере материального производства ее еще  хоть как-то можно посчитать и  выразить в итоговой прибыли или  каких-то других показателях, то в сфере духовного производства это удается  с трудом и далеко не  всегда. Зачастую лишь история, в  конце концов,  выносит свой вердикт о твоем проекте, твоих усилиях, твоей правде жизни.

Вот и меня как редактора, который  вступил в третий десяток деятельности на этом поприще, как  вышеуказанного молодого человека, но уже кое-что повидавшего в  своей жизни, все чаще посещают мысли о том, стоит ли тратить свое время на этот,  прямо скажем, в нашем обществе не очень благодарный труд. Ведь если говорить о философии как основном направлении нашего журнала, то у нас  в  стране она  явно впала  в летаргический сон. Философское сообщество вымирает и естественным образом сходит к небольшой группе «чудаков», которым еще хочется искать ответы на вопросы  «зачем» и «почему».

Политика, направленная на  вытеснение  из образовательных учреждений  философии и иных гуманитарных дисциплин, дает свои плоды – молодежь уже не хочет поступать на  философские факультеты, количество  которых  в стране уменьшилось, соответственно резко уменьшилось и количество студентов, обучающихся на них. Ответ о причине здесь банально прост – в  нашем обществе нет спроса на подобных специалистов, ибо оно мало понимает и не знает, как оценивать деятельность этих любомудров. Что они дают стране? Какой  их вклад в ВВП страны? Говоря языком прагматизма, – какая польза от них всех?

Есть минимальный  спрос на социологов, чтобы каждую неделю замерять рейтинги  политических деятелей – и не более того. Есть спрос на политологов, которые на бесконечных ток–шоу по всем  каналам объясняют нам в очередной раз, что сказал наш  или  еще чей-то известный политический деятель. Мы как будто   вновь вернулись в добрые  советские времена, когда  все  сводилось  к толкованию очередного Постановления ЦК  КПСС или речи Генсека. Ситуация – до боли знакомая и угнетающая  своей простотой.

Неужели в нашей общественной жизни и мысли не осталось ничего, кроме политического дискурса и жвачки о массовой  культуре и ее «звездах»? Воистину, великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, мелкие умы обсуждают людей. Куда-то исчезли вопросы о мировоззрении,  картине  мира, о смыслах, социальных ценностях, великих душевных порывах первооткрывателей, о которых все  меньше и меньше  слышно во  всех  сферах жизни нашего общества. Профессиональные книги и журналы  издаются тиражами от 100 до 500 экземпляров. Ситуацию еще как-то спасает Интернет, но стоит зайти на открытые площадки и почитать там некое подобие  комментариев, так  грусть и  уныние  от скудоумия и малообразованности новоявленных «мыслителей» возрастает в  разы.

Вот тут и понимаешь, что времена ныне действительно изменились. Общий интерес ушел из  центра  общественной  мысли на периферию, где господствует интерес частный. Иссякли «истоки русского коммунизма», каждый  сам за  себя, каждый  сам по себе. Е. Гайдар, А. Чубайс и их команда  теперь  действительно могут утверждать, что они победили социализм.   Голоса отдельных персон, призывающих как-то задуматься об интересе и общем будущем, в лучшем случае воспринимаются в контексте, когда речь заходит о национальной безопасности и обороноспособности страны. Здесь как-то общий интерес  еще до конца не  умер. Или  умер не до конца?  Но наряду с ним звучат  и  либеральные голоса о том, что и  армия нам не нужна,  и затраты  на оборону такие не нужны – свобода слова  у нас теперь. И никому дела нет до того, что через некоторое время носители этих идей  вдруг и вмиг оказываются  за кордоном, где  уже давно тайно свили себе уютные гнезда, за наш счет. Демократия!

И снова, как  всегда,  встает мучительный  для России вопрос  – Что делать?

Ответ же напрашивается  сам собой: а ничего не сделаешь! Объективная реальность. Наше общество должно переболеть этой детской болезнью начального накопления  капитала. Тем более осуществленного через грабительскую приватизацию и циничное насаждение приватных ценностей – раньше думай о себе, потом  о близком, и уже потом,  если захочется, – о Родине.

Отсутствие  масштабных национальных проектов приводит к отсутствию людей и личностей,  способных масштабно и нестандартно  мыслить. Требуются не  творцы, а  функционеры–исполнители. Далеко ли с такой командой страна продвинется  в мировом материальном и духовном производстве – вопрос риторический.

Однако это скудоумие – не врожденный порок, поскольку имеет причину. И пока у наших правящих элит не появится понимание необходимости формирования социального заказа  на  масштабные, в том числе и социальные,  проекты,  до тех пор наша  философская  мысль будет оставаться на задворках  научного и философского сознания,  определяя хилость отечественной мысли  самой по себе  и в сравнении с развитыми странами.

На исходе советского периода в  адрес отечественной философии уже звучали обвинения  в  мелкотемье, и это была справедливая оценка той ситуации. Нынешнюю же ситуацию даже не пытаются оценивать – она просто не вызывает никакого интереса  у  тех, кто отвечает за духовное производство в  стране, за состояние национального духа. Впрочем, одно духовное производство сейчас явно в фаворе – это религия, и средств на ее развитие не жалеют. Но возможно ли движение страны, народа  исключительно  на  (якобы) восстановлении  традиционных ценностей? Возможно ли современное движение вперед без ценностной системы сегодняшнего дня? Грамотно отстроенной и обоснованной, в противовес тому эклектичному винегрету ошметков и остатков псевдо- и антиценностей, набросанных и накопившихся в период становления в России раннего капитализма 90-х годов?

Не пора ли  всерьез и профессионально провести ревизию имеющихся ценностей, отделив зерна от плевел? Тогда и станет ясно, куда плыть нашему общему  кораблю. Пока же  мы все больше действуем по классической  схеме  стимул–реакция, не пытаясь рефлексировать и прогнозировать  не только отдаленное, но даже ближайшее будущее.

Известно, что грандиозное делается грандиозными средствами.  Может, в нашей стране нет средств? Но послушаешь очередные криминальные сводки – где, сколько и кто украл из бюджета и начинаешь понимать, что дело вовсе не в отсутствии средств, а в отсутствии у страны грандиозных целей. Вкусно и досыта поесть, иметь возможность без проблем купить джинсы в ближайшем магазине, дать рядовому гражданину счастье от покупки пылесоса или холодильника – нет, это не цель для великой страны и великой нации. А без экзистенциального броска к будущему, без прорывной цели не бывает прорыва в деятельности.

На  этом  можно поставить точку, а  можно многоточие. Жизнь-то продолжается! Поживем – увидим. Может, новый год принесет нам новые идеи, новых молодых авторов, которые пишут свои статьи не ради РИНЦа и Хирша, а пытаются еще что-то в этой жизни понять и  сделать по-настоящему?

Мы,  как  всегда, готовы помогать авторам, ищущим истину, предоставляя свои журнальные площади. Да и  сами еще постараемся  вписать свою строчку  в общую книгу нашего духовного бытия.

Иваненков  С.П.

Главный редактор

Loading