Чижиков Эдуард Николаевич. Мусиенко Тамара Викторовна. Российская Арктика в федеральном плане статистических работ

Чижиков Эдуард Николаевич

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Начальник университета,

член-корреспондент Академии геополитических проблем

E-Mail: tvm77777@mail.ru

Chizhikov Eduard Nikolaevich

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia

Head of the University,

Corresponding Member of the Academy of Geopolitical Problems

E-Mail: tvm77777@mail.ru

Мусиенко Тамара Викторовна

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

доктор политических наук

заместитель начальника университета по научной работе

профессор кафедры философии и социальных наук

E-Mail: tvm77777@mail.ru

Musienko Tamara Viktorovna

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia

Doctor of Political Sciences, Deputy Chief for Research

 Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

УДК –342.25

 

РОССИЙСКАЯ АРКТИКА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Аннотация: В статье актуализированы проблема обеспечения экономической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, место АЗРФ в Федеральном плане статистических работ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), Федеральный план статистических работ, риски и угрозы безопасности, мониторинг.

THE RUSSIAN ARCTIC IN THE FEDERAL STATISTICAL WORK PLAN

 

Abstract: The article actualizes the problem of economic security in the Arctic zone of the Russian Federation, place of the Russian Arctic in the Federal Statistical Work Plan.

Key words: economic security, the Arctic zone of the Russian Federation, the Federal Statistical Work Plan, risks and threats to security, monitoring.

 

Современное глобальное обострение геополитической обстановки и возрастание внимания к Арктическому региону актуализируют проблему развития Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ), укрепления северного и северо-восточного фланга нашего государства как в военном, так и в экономическом отношении.

Авторы неоднократно обращались к проблеме обеспечения безопасности России, включая экономическую безопасность [См., напр., 1, 2, 3, 4].

Экономическую безопасность страны невозможно обеспечить без объективной оценки ее экономического состояния. Основным инструментом в решении этой задачи является Федеральная служба государственной статистики (далее – Росстат).

Федеральной службой государственной статистики в соответствии с Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ ( в редакции 2013 года) [См.: 5] был разработан Федеральный план статистических работ, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р (далее – План) [См.: 6]. Первоначально План определял работу Росстата на 2008 – 2010 годы, но затем изменялся и дополнялся шестьдесят два раза (на 01.06.2017) и является действующим в настоящее время.

Работа по совершенствованию мониторинга показателей социально-экономического развития АЗРФ была начата Росстатом в 2013 году.

В апреле 2016 года во исполнение решения президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики об актуализации Плана мероприятий по реализации «Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (далее – Арктическая стратегия) [См.: 7] Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 638-р План был дополнен официальной статистической информацией (далее – Информация), характеризующей социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации [См.: 8,9].

План установил:

– наименования официальной статистической информации;

– уровни агрегирования официальной статистической информации, группировку информации согласно классификационным признакам;

– периодичность выполнения работ и сроки предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям.

Он включил в себя основные направления работы по формированию официальной статистической информации, выполняемые субъектами официального статистического учета.

План определил стратегические направления деятельности Росстата:

– переписи населения всех видов ( в п.1.1.1 выделены районы Крайнего Севера и приравненным к ним местности);

– социально-демографические обследования (микропереписи населения);

– сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

– учет консолидированных счетов за предыдущий год в текущих ценах;

– ежегодный учет национальных счетов в разрезе институциональных секторов, включая институциональные сектора.

По видам экономической деятельности были определены следующие стратегические направления:

– итоги разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» не реже одного раза в пять лет;        – ежегодный учет произведенного валового внутреннего продукта Российской Федерации в текущих и постоянных ценах, по источникам доходов, рассчитанный методом использования доходов;

– ежегодный валовой региональный продукт;

– учет показателей счета образования доходов, его отдельных элементов по субъектам Российской Федерации.

В учет «Национального богатства» (раздел 1.3 Плана) включались, в том числе и по видам экономической деятельности:

– баланс основного капитала по полной учетной и балансовой (остаточной) стоимости, наличие основных фондов на конец года по полной учетной стоимости, в среднегодовых, а также в постоянных ценах;

– ежегодный расчет текущей рыночной стоимости основного капитала и ее изменения по статьям баланса активов и пассивов;

– информация о накопленном домашнем имуществе;

– национальное богатство Российской Федерации;

– наличие, движение и состав основных фондов и других нефинансовых активов крупных и средних коммерческих организаций;

– наличие и движение основных фондов некоммерческих организаций; фактические сроки службы, возраст основных фондов;

– по итогам выборочного наблюдения информация о сделках с основными фондами на вторичном рынке и доходах, получаемых от их аренды;

– наличие, движение и состав контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (гудвилл – экономический термин, используемый в бухгалтерском учете, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании за вычетом балансовой стоимости собственного капитала).

План в Кратких таблицах «Ресурсы и использование товаров и услуг» в разрезе разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) учитывал также все виды балансов, от балансов активов и пассивов в части, касающейся природных ресурсов (на начало и конец года), начиная с 2016 года, и оценки продуктивности природных ресурсов по их видам, начиная с 2018 года, до размера и состава располагаемых денежных доходов населения и расходов населения на конечное потребление за год, предшествующий предыдущему.

План устанавливал общеэкономические показатели деятельности организаций и мониторинги важнейших проблем социально-экономической сферы (пятый раздел Плана), от количества организаций по данным государственной регистрации до информации для ведения мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов.

В этот раздел по ряду показателей  была включена и АЗРФ:

– количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации, малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность (п. 1.5.2 и п. 1.5.2.1);

– оборот организаций (п. 1.5.4);

– отгрузка товаров собственного производства, работы (услуги), выполненные собственными силами, в том числе работ и услуг, связанных с нанотехнологиями (п. 1.5.5);          – объем отгруженной инновационной продукции (п. 1.5.6);

– объем отгруженной инновационной продукции (п. 1.5.7);

– использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (п. 1.5.8).

По мониторингам (п. 1.5.10 – п. 1.5.15) как отдельный субъект учета АЗРФ не выделяется, хотя должна учитываться информация для ведения мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности Российской Федерации (п. 1.5.11) и информация для ведения мониторинга угроз национальной безопасности (п. 1.5.11).

В шестом разделе Плана показатели, характеризующие институциональные преобразования в экономике, малое предпринимательство, учитываются также по субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности и формам собственности.

Раздел 1.7 Плана «Правонарушения в сфере экономики», которые напрямую влияют на экономическую безопасность государства, включает в себя только два показателя официальной статистической информации:

– административные правонарушения (п. 1.7.1),

– информация о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (п. 1.7.1).

Демографические показатели учитываются ежегодно, причем оценка численности постоянного населения осуществляется как по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, так и по АЗРФ (п. 1.8.1); тоже и в  п. 1.8.10 – социально-демографическая характеристика мигрантов; по возрастно-половому составу населения вновь учитывается по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (п. 1.8.3).

Социально-демографическая характеристика родившихся, умерших, число браков и разводов вновь включает АЗРФ (п. 1.8. 6).

В учете доходов и уровня жизни населения АЗРФ выделяется только по таким показателям, как:

– уровень денежных расходов,

– уровень располагаемых ресурсов и расходов на конечное потребление домашних хозяйств,

– структура потребительских расходов домашних хозяйств;

– уровень потребления продуктов питания в домашних хозяйствах,

– жилищные условия домашних хозяйств,

– наличие предметов длительного пользования,

– оценка финансового положения (п.1.9.11),

– итоги комплексного наблюдения условий жизни населения (1.9.14),

– итоги выборочного наблюдения рациона питания населения (п. 1.9.16),

– итоги выборочного наблюдения доходов населения,

– участие в социальных программах (п. 1.9.17).

По платным услугам АЗРФ учитывается только по показателю о сети объектов бытового обслуживания населения  (п. 1.10.4).

Отдельные статистические данные по Арктической зоне Российской Федерации стали собираться с 2016 года. Это дало возможность впервые осуществить оценку доли валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом продукте субъектов Российской Федерации.

Изучение последующего социально-экономического положения будет осуществлено на основе анализа статистических данных до 2018 – 2019 годов по субъектам Российской Федерации, входящих в АЗРФ.

Принятые решения позволят расширить состав официальной статистической информации по Арктической зоне Российской Федерации как по самостоятельному объекту федерального статистического наблюдения, получать достоверную характеристику происходящих на её территории социально-экономических процессов по 108 показателям, начиная с 2017 года, и еще по 14 показателям, начиная с 2018 года [10, С.11].

Это показатели в основном характеризуют объекты инфраструктуры в АЗРФ, в том числе: учреждения социального обслуживания населения, лечебно-профилактические организации, объекты бытового обслуживания населения, розничной торговли и общественного питания, спортивные сооружения, учреждения культуры, общеобразовательные школы, объекты почтовой и телефонной связи, источники теплоснабжения, тепловые, водопроводные, канализационные, уличные газовые сети.

Особое внимание уделено формированию Росстатом официальной статистической информации по показателям, характеризующим социально-экономическое положение муниципальных образований, полностью или частично относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Кроме того, это должно способствовать повышению эффективности реализации отечественной Арктической стратегии и, при необходимости, ее своевременной корректировки.

Вместе с тем, План демонстрирует отсутствие системного подхода к оценке экономического состояния Арктической зоны Российской Федерации, исключив из статистики ряд важных социально-экономических показателей АЗРФ. А в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, Росстат обязан исполнять три основные государственные функции.

Во-первых, это  выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере официального статистического учета.

Во-вторых,  формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации и координация деятельности в сфере официального статистического учета.

В-третьих, контроль в сфере официального статистического учета в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации [См.: 11].

В Докладе о результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2016 году и основных направлениях на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, подготовленном Росстатом в феврале 2017 года, отмечено, что в 2016 году в рамках реализации Федерального плана статистических работ Росстатом было выполнены 642 работы. В общей сложности органами государственной статистики обработано свыше 20 миллиардов показателей. За последние четыре года разработано и утверждено 59 методик по расчету показателей [10, С. 8, 10].

Но даже степень внедрения в российскую статистическую практику стандартов системы национальных счетов (далее – СНС), осуществляемое с 2008 года на основе Плана мероприятий Росстата по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) по развитию системы национальных счетов Российской Федерации, составила на начало 2017 года только 74 процента, а полнота охвата показателей экономической активности, занятости, безработицы, необходимых для предоставления в Организацию экономического сотрудничества и развития, по отношению к общему числу показателей – 91 процент [10, Приложение 1]. Баланс активов и пассивов и счета накопления в части основного капитала по основным его видам и в границах активов СНС–2008  построен и опубликован пока только за 2011 –  2014 годы без учета в полной мере показателей АЗРФ [10, С. 20].

В стадии практической реализации находятся методики оценки полезных ископаемых на основе доходного подхода. Оценке подлежат восемь видов природных ресурсов на активных месторождениях, на разработку которых получены лицензии и имеется технико-экономическая документация: нефть, газ, газовый конденсат, уголь, золото, уран, железо, медь, [10, С. 21]. Особую актуальность приобретает эта работа в условиях Арктической зоны Российской Федерации, богатой именно этими полезными ископаемыми.

Важным стимулом для корректировки социально-экономической политики в АЗРФ должно стать внедрение в российскую статистическую практику годовых сопоставлений в рамках международных сопоставлений внутреннего валового продукта (далее – ВВП) ОЭСР – Евростата.

Эти сопоставления включают данные:

– о среднегодовых ценах на потребительские товары и услуги в соответствии с графиком работ (одна третья часть общего списка потребительских товаров-представителей),      – индексов потребительских цен по первичным группам классификации расходов ВВП,

– заполнение ежегодных вопросников по нерыночным услугам,

– данные о дезагрегации ВВП в соответствии с классификацией расходов за три последних года, начиная с 2013 года.

В 2016 году Росстат уже направил в ОЭСР требуемые данные для проведения годовых сопоставлений за 2013 – 2015 годы и будет это делать ежегодно.

В условиях усиливающейся конфронтации, включающей санкции-контрсанкции, по этому направлению экономической деятельности, на взгляд авторов, формируются риски и угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Данные по основным экономическим показателям формируются с первого января 2017 года на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014.

Формируя точки опережающего развития в АЗРФ, государство стремится обеспечить экологическую безопасность Арктического региона. В этих целях с участием Росстата разрабатываются паспорта показателей национальной безопасности, связанных с оценкой негативного воздействия на население и окружающую природную среду.

Жилищный фонд в Арктической зоне Российской Федерации с каждым годом ветшает все больше. Ситуацию усугубляет и подтаивание вечной мерзлоты. В целях обеспечения полноты информации в части определения технического состояния многоквартирных домов,  требующих капитального ремонта, в схему получения информации по данному направлению добавлены региональные операторы. Одной из основных проблем в этой области статистики является отсутствие первичной информации о жилищном фонде в АЗРФ да и в Российской Федерации в целом по полному кругу единиц учета. Это не позволяет Росстату сформировать объективную информацию о наличии и движении жилищного фонда в регионах и в целом по стране. За исключением нового строительства в АЗРФ то же самое можно отнести и к производственным строениям, сооружениям, северному транспортному комплексу. Это также формирует новые угрозы безопасности жизнедеятельности.

Укреплению экономической безопасности в АЗРФ должна способствовать и используемая Росстатом Официальная статистическая методология определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне, учитывающая изменения нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности и учетной политики хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также позволяющая осуществлять оценку общего объема инвестиций в основной капитал на основе данных о производстве, распределении и использовании инвестиционных ресурсов [См.: 10, С. 30].

Особое значение для АЗРФ имеют разрабатываемые Росстатом показатели для мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации с годовой периодичностью об объеме и динамике оборота розничной торговли продуктами питания, о доле отечественного производства отдельных продовольственных товаров в их товарных ресурсах, о количестве магазинов по продаже продовольственных товаров, их торговой площади, с квартальной периодичностью – о динамике продажи населению отдельных продовольственных товаров, о доле отечественного производства всех продовольственных товаров в их товарных ресурсах, о количестве продовольственных и сельскохозяйственных рынков и ярмарок и числе мест в них.  Это должно оптимизировать состав и объем завоза продовольственной продукции на северные территории.

В 2017 году впервые по итогам за предыдущий 2016 год будут сформированы статистические данные по Арктической зоне Российской Федерации о сети объектов розничной торговли и общественного питания, в 2018 году – об отгрузке нефтепродуктов потребителям за 2017 год и о запасах угля и топочного мазута у потребителей по состоянию на 1 января 2018 года [См.: 10, С. 97].

Таким образом, решение проблем экономической безопасности возможно только при наличии объективных статистических данных.

Федеральный план статистических работ в 2016 году был дополнен официальной статистической информацией, характеризующей социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации.

Отсутствие системного подхода к оценке экономического состояния Арктической зоны Российской Федерации множит риски и угрозы экономической безопасности и АЗРФ, и российского государства в целом.

           

Литература

 

  1. Чижиков Э.Н. МЧС России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Геополитика и безопасность. 2017. № 2(38). С. 76 – 83.
  2. Чижиков Э.Н. К вопросу о государственной стратегии экономической безопасности // Credo new. 2017. № 3. C. 168 – 177.
  3. Чижиков Э.Н. Риски и угрозы глобального развития: инструменты противодействия (на примере Арктики) // Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: противодействие современным вызовам и угрозам. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Минск: УГЗ, 2017. С. 326 – 331.
  4. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Чижиков Э.Н. Геоэкономические и политические особенности комплексной системы безопасности Российской Арктики // Вестник Мурманского технического университета. 2016. № 2. С. 443 – 450.
  5. Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ (в редакции 2013 года) // [сайт Федеральной службы государственной статистики] – URL: http://www.gks.ru/news/fz282.pdf (дата обращения 08.09.2017).
  6. «Об утверждении Федерального плана статистических работ». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р // [сайт Правительства Российской Федерации] – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения  09.09.2017).
  7. «О плане реализации Стратегии развития Арктической зоны России до 2020 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2016 года. [сайт Правительства Российской Федерации] – URL: http: // government.ru/news/24459/ (дата обращения 29.08.2017).
  8. «О дополнении федерального плана статистических работ информацией об Арктической зоне России». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 638-р // [сайт Правительства Российской Федерации] – URL: http://government.ru/programs/236/events/ (дата обращения 09.09.2017).
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 19 мая 2008, № 20, ст. 2383 //[сайт Юриздата] – URL: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf/archive_list.htm (дата обращения 09.09.2017).
  10. Доклад о результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2016 году и основных направлениях на 2017 годи плановый период 2018 и 2019 годов // [сайт Федеральной службы государственной статистики] – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/ (дата обращения 09.10.2017).
  11. Положение о Федеральной службе государственной статистики (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 15.06.2010 № 438, от 24.03.2011, № 210, от 19.06.2012 № 601) // [сайт Федеральной службы государственной статистики] – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pol_rosstat.htm (дата обращения 09.10.2017).

Loading