Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

Наработки по проекту, которые в определенные периоды были наиболее передовыми как в технологическом, так и концептуально-методологическом аспектах, оказались востребованными в работе над программой «Цифровая экономика РФ». Во время работы в составе межведомственной рабочей группы Минкомсвязи РФ, в подгруппе «Умный город», которой руководил представитель ПАО «Ростелеком» Борис Глазков, одной из главных задач, связанных с созданием основы цифровой трансформации экономики была необходимость увязки концепции «умных городов» с концепцией новой мобильности. Решение именно этой задачи, как выяснилось уже на этапе сведения вместе всех основных частей (а это девять подпрограмм) программы «Цифровая экономика», и было одной из немногих возможностей сформировать критерии для оценки экономической эффективности процессов цифровой трансформации.

Дело в том, что практически все другие разделы программы были нацелены на формирование экосистемы, то есть, в понимании правительства, условий для развития цифровой экономики. Конечно, и то, что содержание подпрограмм по здравоохранению и образованию, также можно рассматривать как значимые части экономики. Но в них экономический эффект проявляется через возрастание того, что называется «человеческий капитал», который в свою очередь только при вовлечении в систему производственных отношений может обеспечить достижение собственно экономических показателей роста.

При этом основной тенденцией, пути реализации которой нужно было сформировать, является максимально полное вовлечение «человеческого капитала» в высокоэффективную, высокотехнологичную экономическую деятельность, которая связана с цифровой трансформацией всех секторов реальной экономики. И именно таким образом, задача наиболее высокого порядка — реализация творческого потенциала человека, его самореализация в соответствии со склонностями, знаниями и опытом — ставится во главу угла процесса повышения экономической эффективности.

И здесь важно подчеркнуть значимость пространственно-временного фактора. Реализуя концепцию «умного города» в сочетании с «умной мобильностью», под которой понимается не только мобильность, связанная с физическим перемещением, но и скорость обмена информацией, вовлеченность в работу при дистанционной системе ее организации, мы переходим к разработке и реализации концепции умных полицентричных урбанизаций.

И как раз в этот момент проявляется потребность в том, что можно назвать осмыслением и осмысливанием пространства, когда, с одной стороны, необходимо собрать максимально полную информацию о территориях, городах, поселках, живущих там людях, имеющихся ресурсах, природных и культурных составляющих, и провести анализ этой информации, а, с другой стороны, через наличие у разработчиков более общей картины, включая взаимосвязи с другими территориями, понимание стратегии пространственного развития, включая ее глобальную составляющую, формируется новое видение возможностей развития города, территории, пространства культурных ландшафтов.

Поскольку среди главных критических замечаний, высказанных экспертами при обсуждении проекта программы «Цифровая экономика», было именно отсутствие критериев экономической эффективности, которые бы легли в основу построения логики всей программы, осмысления соподчиненности ее частей, определения последовательности действий по реализации программы, то сформулированная выше возможность получения конкретных экономических эффектов представляется практически важной, особенно  на следующем этапе, при разработке дорожной карты реализации программы.

При этом важно обеспечить и понимание направленность действий по цифровой трансформации экономики и всего общества, которая обеспечит максимальную реализацию творческого потенциала, поскольку именно максимальное использование всех нереализованных до сих пор возможностей участия людей, проживающих на той или иной территории и есть главный путь роста экономической эффективности в условиях возрастания значимости интеллектуальной составляющей производства

Как на практике в настоящее время происходит формирование «умных урбанизаций»? В первую очередь, нужно отметить значимость таких проектов, как высокоскоростные магистрали. При достижении в результате их строительства такого показателя, как время физического перемещения от места проживания к месту работы в течение полутора часов и менее, охват вовлеченности в активную экономическую жизнь мегаполисов становится фактом жизни людей, живущих в пределах этого времени доступности.

Таким образом, на первом этапе строительства ВСМ Москва–Казань становятся связанными не только Москва и Владимир, но и населенные пункты, расположенные как рядом со станциями ВСМ, так и на некотором расстоянии от них. При этом такой показатель роста экономической эффективности, как рост производительности труда, может уже в ближайшие пять лет составить около 15%, а общий рост эффективности экономики в охваченных «умными урбанизациями» территориях, оцениваемый через дополнительный прирост ВРП – 30 и даже 50%, как за счет лучшей логистики, так и за счет снижения транзакционных издержек, что связано с использованием цифровых платформ в различных отраслях экономической деятельности.

Поэтому все те технологические возможности, которые были накоплены в процессе реализации экосистемы проектов «с высоты птичьего полета», а они включают в себя не только трехмерную визуализацию объектов и территорий, но и высокоточное позиционирование, в том числе определение границ, использование как космической съемки, так и съемки с беспилотников, что позволяет перейти к реализации концепций Smart GIS и Real-Time GIS, будут использованы для решения выше сформулированных задач.

 

143 просмотров всего, 2 просмотров сегодня