Юбилейные размышления. К 70-летию профессора А.В. Солдатова

Александр Васильевич Солдатов родился 9 июня 1947 года (Ленинград). В 1970 г. закончил ЛГУ им. А.А. Жданова по специальностям «философия» и «физика», аспирантуру по специальности «философские проблемы естествознания». В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1970 г. работал в ЛГУ в должности ассистента, затем доцента. Во время работы в университете активно занимался научно-практической работой, был Председателем Совета молодых ученых ЛГУ и ученым секретарем Головного Совета по философии Министерства высшего образования РСФСР. В 1983 — 1985 гг. работал в университете Ориенте (Сантьяго-де-Куба) в качестве советника. По окончании докторантуры в 1990 году защитил докторскую диссертацию и был выбран по конкурсу заведующим кафедрой философии ЛКИ. В 1992 г. по инициативе профессора А.В. Солдатова кафедра была преобразована в выпускающую кафедру и получила название кафедры «философии и социологии». С конца 1990-х при кафедре открыты аспирантура и докторантура по философии и социологии. С 1996 г. в СПбГМТУ функционирует Диссертационный Совет по истории и философии науки, который в настоящее время возглавляет профессор А.В. Солдатов. Александр Васильевич является заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Республики Дагестан. Ученики профессора А.В. Солдатова работают в различных регионах мира: Куба, Великобритания, Китай.  Александр Васильевич женат, имеет сына и дочь.

 

 — Александр Васильевич, Вам исполняется 70 лет. Юбилей всегда ассоциируется со временем подведения итогов, сбором экзистенциального «урожая». Личные достижения — звания, степени, награды, должности — есть у многих, у некоторых есть более весомые аргументы — создание успешно функционирующих социальных групп: институтов, организаций, движений. У Вас их несколько, но, безусловно, самым значительным является открытие в СПбГМТУ в 1992 году на базе кафедры философии выпускающей кафедры по социологии, 25-летний юбилей которой мы также отмечаем в этом году. Это совпадение можно рассматривать как счастливое стечение событий: и Вы и кафедра взаимо-репрезентуете и взаимо-усиливаете друг друга.

          Что еще Вы планируете осуществить для укрепления позиций кафедры в вузе, активно переориентирующемся сегодня на  самые высокие морские технологии и общемировые стандарты?

          — Наша кафедра стала одной из первых в Санкт-Петербурге кафедр, приступивших к выпуску специалистов гуманитарного профиля в рамках технического вуза. Тогда я только пришел работать в Корабелку, но у меня уже был  довольно большой профессиональный и личностный опыт, энергия зрелой молодости, понимание сущности происходящих в то время преобразований в научной и образовательной среде и в моей собственной профессиональной области — философии. Я интуитивно предположил, что именно социология может быть требуемым на тот момент соединительным звеном между философией и миром технического знания, между духовными ценностями и реальными общественными процессами. И я не ошибся. Но кафедры бы не было, если бы мои инициативы не были поддержаны ректором Дмитрием Михайловичем Ростовцевым. Его стратегическое мышление и практическая помощь, личностное доверие и неподдельная забота об институте стали достаточными условиями для открытия гуманитарного сектора нашего вуза и моего укоренения здесь. Думаю, что и в нынешней ситуации руководству лучше сохранить этот сектор и предпринять меры для возвращения госзаказа на бюджетную форму обучения по направлению «социология». Это чрезвычайно важно. В свою очередь, кафедра делает все, что в её силах, чтобы модифицировать учебные программы в соответствии с современными тенденциями социального знания и рынка труда.

Так, в настоящее время в соответствии с решениями Совета Безопасности кафедра готовит в магистратуре специалистов в области «социология управления». Наши выпускники — довольно успешная в плане трудоустройства группа. Мы пытаемся сохранять и развивать контакты с ними и после процесса обучения. В этом году мы планируем провести Круглый стол с нашими выпускниками в связи юбилеем кафедры с целью изучения требований профессиональной среды к специалистам социологического профиля, а также с целью обретения новых партнеров для практик и стажировок наших студентов.

Второй инновацией в наших усилиях является проведение мониторинга различных аспектов жизни нашего университета на базе социологических методов сбора  и анализа данных для решения актуальных практических задач, стоящих сегодня перед любым вузом: от изучения мотивации абитуриентов до выявления отношения персонала к проводимой действующей администрацией вуза внутренней и внешней политики. Современные образовательные учреждения — это сложные самоорганизующиеся организмы, и им необходимо изучать и постоянно модифицировать самих себя. Именно это и является функцией социологии.

Третьим положительным обстоятельством является оживление научной деятельности наших студентов: они участвуют в социологических опросах, пишут и публикуют научные статьи, участвуют в научных конференциях. В 2016 году силами студентов был открыт постоянно действующий сайт СНО «Социолог». Если руководство посредством создания эффективной мотивационной среды окажет поддержку этой стороне деятельности кафедры, нам удастся расширить круг задействованных научными исследованиями студентов, и тем самым повысить качество обучения. Ведь в сегодняшнем инновационном мире профессионал — это прежде всего тот, кто умеет создавать новое. А это означает необходимость изменения соотношения репродуктивных и продуктивных аспектов образования в пользу последних. Креативные навыки надо создавать начиная с первого курса.

Вы являетесь руководителем нескольких общественных организаций, директором Межвузовского Центра и Председателем Диссертационного совета. Как эта сторона Вашей деятельности связана с жизнью кафедры?

          — Это все — грани одного целого. Образование невозможно без науки, а наука невозможна без коммуникаций. И возглавляемая мною Академия истории науки и техники и Фонд изучения проблем науки и теологии  им. о. П. Флоренского, и Межвузовский Центр, и Диссертационный Совет являются средствами связи с научным, образовательным и производственным сообществами, способами их «замыкания» на университете и на кафедре. Жаль, что сегодня слишком много усилий приходится тратить на разные формальности. Иногда решимость идти дальше ослабевает, но именно тревога за кафедру не позволяет уйти в сторону.

Александр Васильевич, последний вопрос будет философским: как бы Вы охарактеризовали жизнь с позиций своего 70-летнего рубежа

          — Жизнь? Это сложно… Думаю, что главное в жизни — найти своё место, где можно трудиться, создавать, зарабатывать на хлеб насущный, преобразовывать окружающий меня мир. Все остальное  будет цепляться за него. Аристотель обозначал процесс образования личности красивым словом «эргон» (дело жизни). Так случилось, что мой эргон оказался связан с Корабелкой, и это вызывает во мне только благодарные чувства. Мы всегда создаем лишь малую толику того, что создает нас самих.

 

                                                                       Беседовала О.В. Голованова.

215 просмотров всего, 3 просмотров сегодня